Цитата дня

 Если же утверждается добродетель, то рабство исчезает и даруется сыноположение, и смерть бывает сном, успением(Св. Иоанн Златоуст)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Труды во славу Божию

Труд является деятельностью, изначально благословлен­ной Богом. Первочеловеку Адаму сразу после его создания было заповедано Богом возделывать и хранить райский сад (Быт. 2, 15). После грехопадения Адаму, а в лице его и все­му грядущему человечеству, было сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). То есть для того, что­бы жить, питаться, необходимо много и усиленно трудить­ся. Поэтому апостол Павел и говорит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Как мы видим, труд является необходимой составляющей нормальной деятельности человека. Одному великому свя­тому, преподобному Макарию, когда он долго молился и просил Бога показать ему правильный, спасительный для души образ жизни, было следующее видение. Он увидел ан­гела, который в течение одного часа молился, в течение дру­гого часа читал Священное Писание, а третий час проводил в труде. «Поступай так, и спасешься», — сказал святому Бог.

Однако еще сам факт наличия у человека труда не есть то, что вменяется в заслугу человеку. Духовным достижением является лишь тот труд, который имеет определенные благие цели и совершается со смирением и сохранением всех христианских добродетелей. Как говорил один пастырь: «Господь смотрит на наше внутреннее, и — как бы ни скром­на была наша деятельность — тщательное исполнение на­ших обязанностей есть очень важное и надежное средство нашего спасения. Господь взвешивает сердца, а не дела. Он не смотрит — что мы делаем, но — как и почему мы это делаем и с какой любовью, смирением и тщательностью выполняем свое служение и свои обязанности». Все, что мы в жизни ни делаем, мы должны стремиться делать так хорошо, как будто это сделано для самого Бога, в Его славу, по Его слову. Здесь недопустима никакая небрежность, неряшли­вость, расслабленность. Очень важно, чтобы мотивами нашего труда были не алчность, не жажда обогащения, славы и почета, а совершенно иные благие цели. Это может быть труд как естественная необходимость для существования, достойная жизнь семьи, детей, благотворение ближним. Нужно всегда помнить слова святых, что блаженнее давать, нежели брать.

Таким образом, природа трудовой деятельности является двойственной. С одной стороны, труд, заповеданный человеку до грехопадения (взращивание райского сада) – это сотворчество, соработничество Творцу в любви и заботе об окружающем мире. С другой стороны, труд, направленный на обустройство материальной земной жизни, является прямым следствием греха. При этом следует помнить замечательные слова святителя Иоанна Златоуста, относящиеся ко второму аспекту понятия труда: «Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его».

Высказывания Святых Отцов

Труд и деятельность всем необходимы: жизнь без деятель­ности и не есть жизнь, а что-то уродливое, какой-то при­зрак жизни. И душевные и телесные силы человека совер­шенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Истинный труд не может быть без смирения… Делая вещь, надо стараться, чтобы она выходила чистой и краси­вой, ибо и Господь радуется о всякой чистоте.
Преподобный Варсонофий Великий

Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался — не считай доброго дела своим, потому что, если бы ты не полу­чил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны.
Святитель Иоанн Златоуст

Труды на благо Отечества

Отечество, Родина — это не только то место, где ты родился и живешь, это и история твоей страны, ее культура, язык, самобытность, православная вера. Человек подобен веточке, давшей новый росток на теле дерева, называемого Родина. И как веточка не может жить вне дерева, так и человек не может полноценно жить и приносить духовные плоды и настоящую пользу обществу, если отречется от сво­его Отечества, от заветов своих боголюбивых предков.

Труды на благо Отечества — это честная и хорошая работа в любой сфере человеческой деятельности, когда человек трудится не только ради денег, но и ради того, чтобы его труд приносил пользу другим людям. Однако есть таки способы заработка, которые совершенно неприемлемы для православного христианина. Это, например, продажа нарко­тиков, нажива за счет распространения алкоголя, табака и других вредящих здоровью веществ и предметов. Позорно также работать в той сфере индустрии развлечений, кото­рая развращает человека, усиливает его страсти. Это вся­кого рода казино, игорные дома, притоны, организация со­бачьих, петушиных и других боев. Это продажа порногра­фических и сатанинских фильмов и литературы подобного рода. Это все то, что духовно и материально не созидает человека, а разрушает его. Кто верит в Бога, любит Родину и своего ближнего, подобными делами заниматься не будет. Лучше зарабатывать меньше денег, но трудом, полезным для общества, чем наживаться за счет вреда, наносимого своим ближним.

Труды на пользу ближнего

Всю нашу житейскую работу можно подразделить на два вида:

Регулярная работа ради поддержания своего существо­вания — служба, ремесло и всякий производительный труд.

Разные житейские личные дела, как вне дома, так и выполнение домашних дел по обслуживанию себя и своей семьи.

Как для главы семьи, так и для всякого здорового одино­кого человека первый вид труда — по поддержанию своего существования — строго обязателен. От него могут освобож­даться лишь жены, занятые детьми и домашним хозяйством. Здесь необходимо заметить, что для матери несовершенно­летних детей отвлечение ее внимания от заботы по их вос­питанию крайне нежелательно. Ведь мать-христианка в первую очередь дает ответ Богу за воспитание детей в пра­вославной вере и благочестии. Поэтому основное ее время должно принадлежать семье.

При втором виде труда — домашних делах, заботах и хло­потах для семьи, себя и близких — надо быть также усерд­ным и делать все от души, как для Господа (Кол. 3, 23).

Вместе с тем при всех видах труда человеку должна быть свойственна рассудительность. Нельзя целиком предаваться труду, не оставляя времени для молитвы, духовного чтения и посещения церкви. Нужно помнить, что труд сам по себе, без духовной направленности, не может служить спасению человеческой души.

Мы должны помнить, что наше спасение во многом зави­сит и от наших ближних. Нет больше той любви, если кто полагает жизнь свою за ближних своих, — говорит Господь. «Что отдал, то твое», — учат Святые Отцы. И когда мы по­могаем ближним, жертвуя для них своим временем, сила­ми, деньгами, мы уподобляемся Христу, Который и саму Свою жизнь отдал для спасения людей. Надо учиться делам любви, преодолевать свою леность и эгоизм. Бескорыстно служа ближним, мы служим самому Богу.

Но очень важно при этом, чтобы мотивом нашего труда была любовь к Богу и Его заповедям, а не тщеславие, само­мнение или корыстное желание потом получить помощь от того, кому помогли.

Неверное отношение к труду

Как уже говорилось ранее, не всякое отношение к труду может быть достойно христианина. Бывает так, что труд служит не во благо, а в погибель души для вечной жизни. Святые Отцы выделяют в этом вопросе следующие аспекты:
1) «Труд по неволе» — возложение на кого-либо чрезмерно тяжких трудовых обязанностей, либо труд, сопряженный с постоянным тягостным чувством неволи, без должного понимания его значения и необходимости.
2) «Труд по страсти» — труд, совершаемый из стремления удовлетворить различные страсти (корыстолюбие, гордыню, выраженную в честолюбии, и т.п.)
3) «Отвращение от труда» — пренебрежение им, склонность к пустому времяпрепровождению (праздности).

Запомни на всю жизнь

Мы всегда должны думать не о своих личных делах и удобствах, а о пользе ближним, которую можем принести.
Святая Царица-мученица Александра Феодоровна Романова

Служите друг другу каждый тем даром, какой получил (1 Пет. 4, 10).
Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (Тал. 6, 2).
Апостольские наставления

Источник: Уроки добротолюбия / Мороз А.А. Берсенева Т.А. Учебное пособие для среднего школьного возраста. Спб., 2007 в редакции портала Азбука Воспитания