Цитата дня

«Диавол, как лев, скрываясь в оградe своей (Пс. 9, 30), тайно расставляет нам сети нечистых и нечестивых помыслов. Итак немедленно, как только увидим, надобно расторгать их посредством благочестивого размышления и молитвы» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Драма "Царь Иудейский" как чтение Страстной седмицы для всей семьи

Материнские заметки

Анна Сапрыкина

Один из тупиковых вопросов – что почитать детям. Что вообще читать детям? Чтобы правильно, культурно и как положено. Желательно по возрастам. Но, может быть, уместнее такой вопрос: что почитать нам самим, что почитать нам всем вместе? Это особенность семейного чтения и вообще семейного образования: здесь не бывает строгих возрастных рамок. Нельзя сначала почитать трехлетнему младенцу, после этого открыть книжку для пятилетнего, потом устроить блиц-урок чтения для восьмилетнего, а потом чтение для подростков. Раз читаем – то уж все вместе. И читаем, конечно же, не для детей. Читаем для себя, просто учитывая всех своих детей.

Когда чтение из любимого дела превращается исключительно в педагогический подвиг во имя ликвидации вопиющей безграмотности современных детей, то такое чтение становится мертвой повинностью… И для детей, и для несчастных родителей.

Впрочем, часто литература – это не просто вид досуга. Это настоящее образование. А если мы говорим о чтении на Страстной седмице, то мы хотим еще большего. Мы хотим, чтобы книга, которую мы почитаем вместе с детьми на ночь, была не просто интересной. Не просто «высокого литературного качества». Но еще и чтобы не отвлекала нас от тех событий, которые в эти дни переживает Церковь. Переживаем мы вместе с Церковью. А еще лучше – чтобы эта литература помогала нам прожить это непростое время Страстной седмицы.

И такая литература на свете существует. Художественная литература, прекрасная литература, которую можно и уместно читать вместе с детьми в страстные дни. Самый яркий пример тому – драма «Царь Иудейский», автор – К.Р.

К.Р.

К.Р. – один из великих русских поэтов. Кто-то знает, что под таким скромным псевдонимом скрывался великий князь Константин Константинович Романов, президент Императорской Академии наук (1858–1915). А кто-то и не слышал имени этого поэта, которого хорошо знали образованные люди еще каких-то сто лет назад. Ведь К.Р., как и многие другие блестящие представители русской и мировой литературы, относился к задвинутым или вовсе запрещенным в безбожное лихолетье авторам. И это неспроста. Потому что творчество К.Р. не то чтобы «пронизано религиозными мотивами», это скорее горячая, горящая вера в стихах. И в каких стихах! Сами собой эти стихи превращаются в песни.

Один из наших сыновей прочитал небольшую подборку стихотворений великого князя и тут же попытался придумать музыку к одному из них. А вообще можно поискать в интернете песни на слова этого чудесного поэта.

Это его:

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем…

Да, у К.Р. стихи как-то органично церковнославянские. И при этом легкие, понятные, ненавязчивые, тактичные. Фантастически светлые. Что большая редкость для «религиозной» литературы. Никакой слащавой приторности, никакого морализаторства. Просто дар поэта, и вместе – дар веры. Дар веры православного, церковного человека.

Драму великого князя Константина Романова «Царь Иудейский» очень хорошо читать вслух – детям и вместе с детьми – в дни Страстной седмицы. Почему?

Это произведение как раз обо всех страстных событиях. Шаг за шагом, последовательно, от Входа Господня в Иерусалим и до Воскресения Христова. Живо, красочно. И с неожиданных ракурсов.

Великий князь Константин Константинович очень интересно показывает евангельскую историю. Среди действующих лиц пьесы нет ни Христа, ни Божией Матери, ни учеников. Все евангельские события, слова Господа – все это подается в пересказе «очевидцев» и других участников событий: Иосифа Аримафейского и Никодима, членов Синедриона, Понтия Пилата, его жены, жены Иродова домоправителя, римлян, саддукеев, фарисеев… «Безмолвные» евангельские персонажи у К.Р. вовсю разговаривают, как, например, исцеленный Господом, прозревший слепец Вартимей, или Симон Киринеянин, который вместо Христа понес Его крест на Голгофу, и те самые сыновья его – Руф и Александр.