Цитата дня

...Афонские преподобные, кроме присномолитвенности, исполнения келейных правил по силе и ожидания ежеминутных искушений, имели смирение и самоукорение. Смирение их состояло в том, что они считали себя хуже всех и хуже всей твари, а самоукорение в том, что во всяком неприятном и прискорбном случае возлагали вину на себя, а не на других, что не умели они поступить как следует, и от того выходила неприятность и скорбь, или попущалось искушение за их грехи, или к испытанию их смирения и терпения и любви к Богу; так рассуждая, они не позволяли себе кого-либо судить, кольми паче уничижать и презирать (преп. Амвросий)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Какое отношение имеют Преображение и яблоки к делу нашего спасения

Протоиерей Владимир Долгих

19 августа Православная Церковь отмечает еще один праздник, вокруг которого в нашем народе построено большое количество мифов, суеверий и прочей ерунды, затмевающей главную суть вспоминаемых событий. Речь, конечно же, идет о Преображении.

Для начала кратко затронем историю праздника.

Не станем пересказывать евангельские события, которые и так известны всякому христианину. Отметим лишь пару интересных фактов. Первое, о чем хотелось бы сказать, так это о том, что до IV века Преображение не входило в годичный круг христианских праздников и никак не отмечалось. Не то, чтобы об этих евангельских событиях никто не знал (думаю, что в области знания Священных текстов христиане того времени значительно превосходили нас с вами), просто как-то не принято было.

Все началось с того, что Святая Елена, мать императора Константина Великого, поручила построить базилику на горе Фавор и в честь освящения нового храма сформировался праздник, который позже был прописан в Иерусалимском уставе, со временем ставшим практически общепринятым для всего православия. Постепенно исторические предпосылки празднования Преображения начали забываться, а вот главная его причина, наоборот, вышла на первый план.

Преображение было, и это исторический факт.

Я нарочно воздерживался от указания на то, что Преображение произошло на горе Фавор. Может, это станет для кого-то и сюрпризом, но Евангелие не указывает нам никакого географического названия, а только говорит о том, что Христос поднялся на гору и явил ученикам Свою славу. Существует предположение, что во времена жизни Спасителя на Фаворе размещалась крепость, а соответственно, не было и места, где бы Христос мог уединиться со Своими учениками. Для этих целей гораздо лучше подходила гора Ермон, поросшая густой зеленью и дающая возможность избежать посторонних глаз.

Оставим все эти особенности в стороне и отметим самое главное – Преображение было, и это исторический факт. Теперь нужно сказать несколько слов о значении этого праздника для каждого христианина.

Помимо Христа, пророков и апостолов в событиях Преображения большого внимания заслуживает свет, вокруг природы которого и разгорелись споры в XIV веке между святителем Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийцем. Этот же свет столь удачно изображен на иконе Преображения из Третьяковской галереи, авторство которой долгое время приписывали Феофану Греку. Об этом свете много говорится и в богослужебных песнопениях праздника: «Христос, водивший в древности Израиля в пустыне столпом огневидным и облаком, в сей день на горе Фаворе неизреченно светом воссиял», – поется в каноне на утрене. Или вот еще: «Ты, от света отделивший первозданный хаос, дабы творения во свете воспевали Тебя, Создателя, Христе, во свете Твоем пути наши направь».

Давайте теперь поразмыслим, что же это за свет, и какое отношение он имеет к делу нашего спасения. Никто не станет спорить, что мы с вами живем в мире тьмы, холода и страха, где количество видимых страданий явно превышает количество видимого блага. Эту тьму не способен рассеять свет естественный. Все в этом мире обречено на разрушение и смерть. Но вот, – говорит отец Александр Шмеман, – является человек, бездомный, смиренный, не имеющей никакой политической власти, и говорит, что этот мир – не тот, который был создан Богом, это не подлинная жизнь. Спаситель послан Богом, чтобы избавить человечество от страшного приобщения ко злу и напомнить о том великом призвании, ради которого Господь и создал нас.

Несмотря на утопающий в грехах мир, несмотря на то, что князем этого мира является дьявол, мы снова должны поверить, «что добро – сильнее зла, любовь – сильнее ненависти, жизнь – сильнее смерти». Фаворский свет являет нам ту славу, к которой человек был призван изначально. Только лишь в свете Божественного преображающего света все приобретает вечный смысл. Потому апостол Петр и восклицает: «Хорошо нам здесь быть!».

Всего два раза в истории человеку довелось увидеть славу Божию изнутри. Первым был пророк Моисей, восшедший на Синайскую гору, вторыми – апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Понимание событий книги Исход дает нам также правильное восприятие событий Преображения. Мы помним, что Синайская гора была окружена темным облаком, бурей и громом. Это говорит о том, что народ, оставшийся у ее подножия, по своей греховности и неоткрытости сердец был чужд живой встречи с Богом. Получается, что дело не в каких-либо природных явлениях, а в закрытости самого человека. Только Моисей благодаря своей вере смог, преодолевая страх и трепет, воспринять новое видение о живом Боге. Это же произошло и с апостолами.

Христос избирает тех, кто был образцом твердой веры и праведности. Перед событиями Преображения Господь спрашивал Своих учеников, за кого люди Его почитают, и только Петр сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16,16). Это не просто слова – это настоящее исповедание веры, исходившее из сердца апостола, ставшего способным к восприятию Божественного света.

Ну а как же мы? А мы с вами, подобно ветхозаветному Израилю, стоим и смотрим на тучи, только они не перед нашими глазами, а внутри наших сердец. Христос же в нашей жизни занимает не первое место. Даже если Он будет лишь на втором плане – этого достаточно, чтоб продолжать оставаться слепыми. Вот и получается, что «познать» Фаворский свет мы способны только через слышание и чтение Священных текстов.

Но Преображение имеет еще и значение в перспективе нашего спасения, ведь все, что произошло со Христом, произойдет и с нами. Мы, как и наш Спаситель, умрем, также, как и Он, воскреснем и преобразимся. Это тот главный мотив, которым нужно вдохновляться, и та цель, ради которой стоит жить. «Божественная благодать, которая пожаром обдает дух человеческий в молитве и в чистоте жизни, – говорит владыка Антоний Сурожский, – постепенно, когда эта жизнь растет и расцветает под ее действием, проникает все человеческое естество, наполняет собой человеческую душу и, переливаясь через край, исполняет, наполняет собой и тело».

Ни о яблоках и винограде, ни о цветах и травах нужно помнить в день Преображения, а только лишь о Христе. Ведь только Он – подлинный источник жизни, Он создал нас для сияния от прикосновения к вечной Божественной славе, остается лишь разогнать тучи нашего сердца.

Источник: spzh.news