Цитата дня

 Иное суть страсти и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле(авва Дорофей)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Что бы вы сделали, увидев чудо?

 Сергей Комаров

4 ноября (22 октября ст. ст.) Церковь вспоминает чудо, имевшее место в первом тысячелетии христианской истории. Семь юношей из Эфеса, служившие в армии языческого императора, молитвенно готовились к мученическому подвигу. Для этого они уединились в пещере. Господь навел на них крепкий сон, которому суждено было продлиться долго.

Узнав, где скрываются отроки, воины по приказу императора заложили пещеру кирпичами. Христиане, присутствовавшие при этом, спрятали среди камней табличку с именами отроков и обстоятельствами их, как все думали, кончины.

Спустя почти 200 лет юноши проснулись, не подозревая, что они проспали столько времени. Кирпичная стена, которой были замурованы исповедники, уже обвалилась.

«Житие семи отроков Эфесских» подробно излагает забавный момент, когда один из пробудившихся юношей пошел в город купить хлеба, и с удивлением увидел кресты на зданиях, обнаружил храмы, услышал разговоры с поминанием Господа. Когда он предложил продавцу хлеба монету двухсотлетней давности, его арестовали, подозревая в том, что он нашел старинный клад и все сокровища присвоил себе. После же того, как юноша показал пещеру с другими отроками и была найдена табличка с их именами и датой их «смерти», люди поняли, что случилось чудо. Через несколько дней юноши снова заснули, и уже смертным сном.

Как раз было время правления царя Феодосия Младшего (408-450), при котором появились еретики, отрицающие воскресение мертвых. Данное чудо должно было вразумить тех, кто не имел веры во всеобщее воскресение.

* * *

Случай с Эфесскими отроками поднимает вопрос о значении чуда для укрепления веры. Насколько чудо способно кого-то в чем-то убедить, поменять его мировоззрение?

Христос предупреждал о том, что поиск чудес и знамений для укрепления веры – путь неверный: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему» (Мф.12,39). Ему вторит апостол Павел: «знамение не для верующих, а для неверующих» (1Кор.14,22).

Однако мы знаем, что Сам Христос творил много чудес, и апостол Павел тоже. Вообще в древней Церкви чудеса были одним из средств убеждения грубых язычников в истинности христианства. Если бы не чудеса, апостольская проповедь вряд ли достигла бы такого успеха.

Сегодняшний человек гораздо более сложен, чем человек древности.

Следовательно, христианство не отвергает чудо как необходимое в некоторых случаях вмешательство Бога в человеческую жизнь, для спасения самого человека. Другое дело, как человек может воспринять чудо, насколько оно способно помочь ему в вере и духовной жизни.

Да, в первые века христианства было много чудес, и все они «работали», т.е. приводили людей к вере. Сегодняшний человек гораздо более сложен, чем человек древности. Человеческая природа не изменилась, но претерпели изменения психика человека, его душевный склад, его мировоззренческие парадигмы. Сознание человека поменялось с религиозного на секулярное. И на нашего современника чудо уже действует совсем не так, как на древних. Для него чудо – это просто какой-то забавный фокус.

Люди все больше утрачивают цельность, становятся разобщенными изнутри и снаружи, теряют самих себя. И когда такой, внутренне разбитый, ни во что не верующий человек встречается с Божественными чудесами – скорее всего, они ему ничего не дадут. А, может быть, даже повредят ему, по его гордости.

Из церковной истории можно почерпнуть множество историй, когда безбожники и атеисты сталкивались с явными чудесами Божиими – и они ничего не давали их ожесточенному сердцу. Если в душе таятся гордость, неверие, разврат, уныние, пристрастие к мирским благам – чудо не сможет высечь в такой душе искру веры, потому что в ней нет камня, способного дать эту искру.

Вспоминается рассказ из книги «Материнский плач святой Руси». В 20-х годах прошлого века кто-то из народных комиссаров проводил атеистическую беседу с людьми. Войдя в раж, он похулил Бога и сказал: «Если Бог есть, пусть Он меня в эту минуту накажет». Тут же вбежал в комнату перепуганный денщик и сообщил страшную новость: сын комиссара играл в отцовском кабинете, нашел пистолет и случайно застрелил сам себя. И что же, уверовал ли после этого атеист? Нет. Приписал происшедшее случаю, и остался при своих убеждениях.

Чудо может повлиять на человека, в котором есть какие-то предпосылки веры. Но если их нет – чудо бессильно. Вспоминается фраза из фильма Тарковского: «У них органа нет, которым веруют». Если человеку не нужен Бог и он не хочет веровать – никто и ничто не заставит его стать верующим.

Потому-то и мало чудес сегодня в сравнении с древностью – потому что человек развратился и Божьи чудеса не воспринимает.

Для подлинно же верующего в чудесах совсем нет нужды. «Я в знамениях не нуждаюсь, – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). – ...Почему это? Потому, что научился веровать благодати Божией и без знамений. Неверующий нуждается в доказательстве; но я, верующий, нисколько не нуждаюсь ни в доказательстве, ни в знамении; хотя не говорю на иностранных языках, но знаю, что я очищен от греха».

Интересно задать самому себе вопрос: если б я увидел чудо, как бы оно на меня повлияло? Конечно, трудно представить себя в той ситуации, в которой не был, но что-то подсказывает: никак. А что бы я сделал, если б увидел чудо? Ничего. Если веруешь, то будешь верить и без чуда. Если не веруешь, и Бог тебе не нужен - чудо не поможет.

Самое главное чудо и так происходит постоянно на наших глазах – это чудо изменения человека в Церкви. Когда блудник становится воздержным, скряга – щедрым, пьяница – трезвенником, гордый – смиренным, гневливый – тихим, грешный – святым. «Ни одно из чудес не может быть сравнено с чудом моего спасения» — говорил святитель Григорий Богослов. Кому нужны чудеса, пусть обратит внимание на это чудо – чудо изменения человека во Христе, – которое происходит вот уже 2000 лет.

Пусть семь отроков Эфесских помолятся сегодня о том, чтобы с нами произошло главное чудо на земле – таинство изменения жизни по Евангелию, и спасение нашей бессмертной души. Ведь все чудеса в мире совершаются Богом только для этой цели – чтобы все мы пришли в познание Господа. Этого чуда желаю и себе, и всем нам.

Источник: СПЖ