Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Бытие и активность бесовских сил

Протоиерей Владимир Долгих

Сегодня немалое число христиан больше увлекают темы об антихристе, чем о Христе. «Пророчества» о последних временах неизвестного происхождения оказываются занимательней и интересней, чем Священное Писание…

Когда-то давно, еще до моего, скажем так, «воцерковления», мне попалась книга Александра Аксенова «Знахарь против нечисти». Я был еще школьником, и где-то праздное любопытство, где-то желание прикоснуться к чему-то «этакому», «таинственному» подтолкнули меня к чтению мрачного «труда». Сегодня я уже плохо помню, о чем там шла речь, кроме одного – подробного описания ада, его устройства, разновидностей и иерархии демонов, системы их «наград» и т.д.

Последствия этого «погружения» в инфернальные темы не заставили себя ждать. Нет, воочию черти ко мне не являлись, однако страхов я натерпелся. Не знаю, были ли это «игры» моего разума или бесовские козни, но мне все время казалось, что кто-то собирается придти или приходит в комнату, воображение постоянно рисовало картинки из книги, а спать ночью было весьма жутковато. Естественно, что сегодня и я сам, и любой другой христианин не станет даже в руки брать такую ерунду, как книги Аксенова. Однако о бесах мы говорить не перестали, постоянно прибегаем к рассуждениям об их влиянии на нашу жизнь, более того, многие из нас воочию видели действие злых духов в человеке. Как правило, все эти темы носят достаточно размытый характер, но в Церкви есть вполне конкретное учение о демонах. Этот факт и воспоминание об описанном в моей жизни событии и подтолкнули меня написать нижеследующий материал.

Для начала давайте обозначим, что, согласно христианскому мировоззрению, зло не имеет собственной природы – это всегда недостаток добра, ущербность, несовершенство. Вот, например, свят. Кирилл Иерусалимский или тот же прп. Иоанн Дамаскин довольно четко указывают, что диавол при творении не получил и следа зла. Однако же, несмотря на отсутствие сущности зла, оно имеет собственную активность, проявляющуюся во вполне конкретных личностях, коими являются денница и все его приспешники. Взять, к примеру, хотя бы слова молитвы «Отче наш». Мы просим Бога избавить нас от «лукавого», т.е. «лукавый» – это не нечто, а некто. Поэтому, по точному замечанию Владимира Лосского, зло есть не природа, а «состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога».

Таким образом, мир бесов – это враждебный Творцу и всякому добру мир свободных, разумных духовных существ, добровольно отпавших от Бога. При этом, несмотря на определенную оппозиционность, демонический мир все равно сохраняет свою зависимость от Господа.

Думаю, что я не первый, кто попался на бесовскую уловку в своем стремлении узнать что-то такое эзотерическое, демоническое. Я много раз уже упоминал, что и сегодня немалое число христиан больше увлекают темы об антихристе, чем о Христе. «Пророчества» о последних временах неизвестного происхождения оказываются занимательней и интересней, чем Священное Писание. Но такой пыл должен остудить хотя бы тот факт, что нам неизвестны подробности падения диавола и его ангелов, так как эти сведения не имеют значения для нашего спасения.

Интересным здесь является мнение об иерархическом статусе денницы до его низвержения. Взгляды отцов Церкви в этом вопросе разделились. С одной стороны, мы привыкли слышать, что диавол был самым высоким из всех бесплотных ангельских сил. Такого мнения придерживался, например, свят. Григорий Богослов. С другой же стороны, такие отцы, как прп. Иоанн Дамаскин или свят. Григорий Нисский, считали, что денница был высшим Ангелом, стоявшим во главе того ангельского чина, которому было вверено попечение о земле. Но нужно сказать, что в этом вопросе у отцов никогда не было какого-либо противостояния: принимая одну сторону, они не отвергали другой. Здесь скорее важен не иерархический статус денницы, а причины, по которым он пал, которые в своем «Догматическом богословии» так хорошо описал Лосский : «Позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообожения, ненависть к благодати. Оставаясь зависимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия».

Теперь скажем пару слов о месте пребывания злых духов. На ум сразу приходит высказывание свт. Феофана Затворника о том, что бесы летают между нами и пристают к нам, словно комары в сыром месте. Сложно с этим не согласиться, особенно учитывая, сколько вокруг искушений и как легко мы в них впадаем. Также всем нам известны такие, взятые из Священного Писания, наименования, как «ад», «преисподняя», «тьма кромешная» и т.п. Но здесь необходимо вставить одно пояснение и вспомнить слова апостола Павла, что брань наша «против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Мы привыкли слышать, что «поднебесье» – это некое воздушное пространство между землей и небом, которое душе необходимо преодолеть во время восхождения в Горний Иерусалим. Но в апостольском послании речь идет немного о другом. Свят. Иоанн Златоуст поясняет, что греческое именование «поднебесья» (έν τοΐς έπουρανίοις) означает то же, что и «за» или «из-за» «Неба» (υπέρ έπουρανίοις). Таким образом, наши враги воюют с нами не ради наживы или славы, но для того, чтоб лишить нас Неба, брань идет из-за благ Небесных.

Война людей с нечистыми духами не равносильна. В этом утверждении никто в общем-то и не сомневается, но нужно вспомнить еще слова прп. Серафима Саровского о том, что бесы, обладая, пусть и искаженной, но ангельской природой, имеют такую силу, что малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы благодать Божия не делала бессильной их ненависть к творению Божию. С одной стороны, здесь мы видим устрашающую мощь, но с другой – понимаем, что каждый из демонов и даже сам диавол действуют ровно настолько, насколько им позволяет Господь. Именно поэтому всякому христианину не нужно бояться не их самих, не их действий. Достаточно просто вспомнить наставления апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18).

Злые духи уже сделали свой выбор, и их воля всегда устремлена к злу, несмотря на формальное сохранение свободы. Мы знаем, что сейчас покаяние и изменение своей участи для них уже закрыты, но вот доступны ли они были ранее – вопрос, в котором мнение святых отцов разделилось. Например, прп. Иоанн Дамаскин говорит, что после падения покаяния и не могло быть, так как злые духи бестелесны, а вот свят. Василий Великий полагает, что даже диавол мог раскаяться до тех пор, пока не искусил первых людей.

Наверное, нужно еще сказать и о том, что важно для нашей духовной жизни. Это тот факт, что, в отличие от нас с вами, злые духи крайне «трудолюбивы». Вот перед нами стоит цель – Царство Небесное. Теперь провокационный вопрос: сколько времени и сил мы тратим для достижения этой цели? И тут все прекрасно понимают, что бесы никогда не останавливаются, они не отдыхают, не берут выходные, не уходят в отпуск, но каждое мгновение своего злого бытия посвящают достижению своих злых целей. Их влияние проявляется как на общественном, так и на индивидуальном уровнях, и спорить с этим никто не станет. Достаточно вспомнить обращенные к Христу слова диавола во время Его искушения в пустыне: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4:6). В Священном Писании есть еще множество мест, раскрывающих нам понимание власти нечистых духов, но даже приведенной цитаты достаточно, чтоб понять, кто «князь мира сего» (Ин. 12:31), кто здесь «правит бал».

Делать какие-то выводы я не стану, так как они напрашиваются сами собой, но напомнить хотелось бы о том, что добро принципиально неодолимо злом. Какой бы масштаб ни приобретало распространение тьмы и как бы близко со светом она ни соприкасалась, тьма попросту неспособна поглотить свет, ведь «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).

Как бы «заезжено» это не звучало, но Бог ограничивает и попускает действие бесов для нашего воспитания. В этом утверждении содержится важная мотивационная установка христианской жизни, которую очень хорошо раскрыл свят. Иоанн Златоуст: «Диавол зол для себя, а не для нас; мы же, если захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли... То, что люди делаются лучшими, само по себе уже терзает и мучит дьявола; а когда мы будем достигать этого через него же, то он не в состоянии будет и перенести такого посрамления. Но как это достигается через него? Когда мы, страшась его жестокости, постоянных наветов и непрерывных козней, будем отгонять от себя тяжкий сон, бодрствовать и всегда помнить о Господе».

Каждую из затронутых здесь тем можно развивать и дальше, но, думаю, сказано уже достаточно. В конце концов, учение о злых духах не самое важное в православной догматике. Главнее здесь не «теория», а собственно «практика», ведь «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29).

Источник: pravlife.org