Цитата дня

 Доколе находишься в теле, не будь беспечен и не доверяй себе, хоть бы чувствовал иногда свободу от страстей(авва Исаия)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Если обратиться к психологии, то стоит вспомнить яркие исследования отечественных и зарубежных психологов, посвященных возрасту, его различным этапам. В психологии есть несколько известных периодизаций возраста, названы и описаны определенные этапы развития человека, правильное прохождение которых крайне важно для становления и здоровья личности и в конечном счете для совпадения с собственным возрастом, для принятия его.

К примеру, Эрик Эриксон, создавший одну из самых известных периодизаций, выделил несколько нормативных кризисов жизни, которые проходит любой человек. Например, все знают о так называемом кризисе трех лет, который можно назвать: «Я сам». Ребенок в этом возрасте требует самостоятельности, он стремится к встрече с миром без посредников, ему необходимо все пощупать собственными ручками, все попробовать на зубок…

Помню, как-то мне пришлось взять моего пятилетнего сына с собой на одну публичную встречу. Я пыталась держать его в поле зрения и видела, как он спокойно возился в дальнем углу. Но он умудрился отыскать где-то между половицами маленькую канцелярскую скрепочку, распрямил ее и аккуратно вставил в розетку, в результате чего во всем здании погас свет. Не уследила… Разумеется, он знал, что игры с электричеством запрещены. Я спросила его: «Зачем ты это сделал, ты ведь знал, что это очень опасно!» Его ответ был чудесным и очень психологически понятным: «Да, знал. Но мне было так интересно это проверить!» Слава Богу, все обошлось хорошо и мы оба отделались легким испугом.

Этот пример иллюстрирует суть данного периода жизни ребенка — малыш познает мир, но еще не чувствует опасности, он слышит предостережения взрослых, но хочет все сделать сам. Это важно знать, поскольку позволяет родителям, с одной стороны, быть внимательными, с другой — не требовать от ребенка того, чего он не может сделать в силу своего возраста: быть ответственным, осторожным и послушным.

Переходный возраст, о котором написано множество книг, в какой-то степени про ту же независимость, но на другом уровне. Это не просто желание делать все самому, это желание самому все решать! Это проба самоопределения, поиск идентификации, попытка себя отстоять при встрече с миром взрослых.

Еще один важный кризис — это «кризис среднего возраста». Он приходится примерно на тридцать пять — сорок лет. Человек начинает понимать, что все, к чему он так стремился, — свой дом или квартира, карьера, собственная семья, дети, дача, машина и так далее, — есть и по всем правилам должно наступить счастье. А счастья почему-то нет… Суть этого кризиса состоит в мощной переоценке ценностей. Те вещи, которые казались нам крайне важными и значимыми, вдруг теряют свою ценность, и нам кажется, что мир рушится, ползет по всем швам. Ценности, которые раньше казались незыблемыми и главными, в этот период оказываются недостаточными, неполными, и это вызывает в нас чувство тревоги, беспокойства, а иногда и отчаяния.

Ко мне на консультацию часто приходят вполне успешные люди, у них удачная карьера, семья, достаток, но они жалуются на потерю смысла собственной жизни. Они испытывают разочарование, чувствуют в глубине души, будто их обманули. Это, конечно же, не так! Дело в том, что до определенного периода человек решает в основном внешние проблемы — обзаводится семьей, детьми, делает карьеру, завоевывает себе место под солнцем. Но в определенный момент он обнаруживает, что есть еще и внутренний мир и этот мир тоже требует внимания, осмысления, анализа. Это мир смыслов, ценностей, любви, свободы, ответственности, мир отношений с самим собой и с другими людьми. Мы уже не можем просто удовлетворяться тем, что у нас есть, чего мы достигли. Мы должны ответить на вопрос: «Зачем нам это надо?», «Чем мы готовы пожертвовать, чтобы это сохранить?», «В чем смысл происходящего со мной?»

Эти глубокие экзистенциальные вопросы встают перед нами именно в середине жизни, и ответ на них не просто важен, он необходим. В противном случае мы рискуем застрять в круговороте собственных инфантильных желаний и бесконечных попыток их удовлетворения, мы начнем бегать по замкнутому кругу, в центре которого будет наше Эго. Выбор такой стратегии — это тупик, в нем нет развития, движения, роста, в конечном счете нет встречи с самим собой.

Поясню этот тезис, сославшись на парадоксальную мысль великого психолога Виктора Франкла, — человек находит себя только тогда, когда себя покидает. Речь идет о том, что жизнь только для себя пуста и бессмысленна, человек не может бесконечно наслаждаться и получать удовольствие, в его природе заложена потребность помогать другим, заботиться о ком-то, любить кого-то. Без глубоких и искренних отношений с другими людьми человек никогда не сможет быть счастлив по-настоящему. Я часто советую своим внешне удачливым клиентам, утратившим при этом смысл собственной жизни, оглянуться вокруг и посмотреть — могут ли они кому-нибудь помочь. Этот «кто-то» необязательно должен быть близким, родственником, это может быть любая волонтерская работа в хосписе (специальное медицинское учреждение для тяжелых умирающих больных), в больнице или в любом другом подобном учреждении.

Я помню, как-то консультировала одну состоятельную женщину, вполне успешную и востребованную в своей профессии. Однако она испытывала огромный дискомфорт, тоску, одиночество, ей казалось, что ее жизнь совершенно бессмысленна. После одной из наших встреч она пошла работать волонтером в хоспис. Эта женщина поделилась со мной своим удивительным опытом — в начале ее не допустили до больных, и в результате свой первый день она провела в сестринской, где скручивала определенным образом бинты для больных. Она рассказывала мне, что чувствовала себя совершенно счастливой, нужной, участвующей в очень важном деле, от которого действительно зависит жизнь и здоровье других людей! После посещения хосписа ее жизнь кардинально изменилась, она переосмыслила многие вещи, которые раньше привычно ставила в центр своей жизни. Когда она произвела такую ценностную и смысловую ревизию того, что наполняло ее жизнь, тогда она почувствовала себя совершенно иначе — ушли тоска, пустота, бессмысленность, одиночество. Она начала чувствовать себя более живой, нужной, она начала ощущать себя пусть маленькой, но ценной частью целого мира — мира добра, любви, милосердия и сострадания.