Цитата дня

 Бог ждёт от человека любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, осквернённой гордостью и сладострастием. Наша естественная любовь находится в греховном повреждении и соединиться с Богом этой любовью мы не можем (Св. Игнатий Брянчанинов)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Священномученик Иларион Верейский: «Князь Православной Церкви»

Мария Дегтярева

Имя священномученика Илариона (Троицкого), Епископа Верейского, нераздельно связано с именем Патриарха Тихона. Он был одним из главных его помощников в деле управления Церковью в трудный период гонений на Православие и обновленческой смуты. Как и Священномученик Серафим (Чичагов), владыка Иларион сохранил верность Патриарху, и это обратило против него гнев властей. Его также ожидали ссылки, лагерь, тюрьма и преждевременная смерть. Но все то, с чем трудно смириться, принять, послужило к его прославлению. В нечеловеческих условиях Соловецкого лагеря владыка Иларион для тысяч заключенных был примером мужества, честности и доброты.

Внешние обстоятельства не имели над ним власти, но от его присутствия менялись многое:  соузников он ободрял, окружавших его священников побуждал быть более требовательными к себе; лагерная шпана вдруг резко меняла тон, а конвойные и даже лагерное начальство, помимо воли, выказывали к нему уважение. В арестантской одежде, лишенный прав, он оставался Князем Православной Церкви…

Не преклонив главы

…Тяжелая  тишина стояла в бараке. Нехотя, принужденно люди выстраивались один за другим в шеренгу от стены к стене. Были среди них и священники. По всему лагерю на пересыльном пункте в Кеми прозвучал приказ: в момент похорон Ленина почтить его память молчанием в течение пяти минут…В «строе» не было только Троицкого и еще одного заключенного. Оба продолжали лежать на нарах, несмотря на увещающие голоса: «Все-таки, великий человек… влетит вам, если узнают». Тому, второму, было бы страшно, но, глядя на владыку, спокойного, как обычно, не поднялся и он. Чудом миновали «расхода», а не встали. А потом негромко, но отчетливо прозвучало слово: «Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество».

На  Соловках епископ Верейский был фигурой заметной. По свидетельству Б. Ширяева, к нему одинаково тянулись все. Не только духовенство, — профессора, актеры, военные, даже шпанята, — «отогревались» возле него, будто давно его знали. Никакого различия в обращении с людьми разных состояний у владыки не было. Он с каждым был приветливым, совершенно естественным, как с равным. В перерывах его можно было увидеть дружески прогуливающимся рука об руку с кем-нибудь из «профессионалов в законе», которого он с интересом расспрашивал об его обстоятельствах и о «специализации». Оказавшийся вместе с ним в заключении священник Павел Чехранов вспоминал, что «многие видели в нем духовного отца, а в отношении душ, уже отравленных неверием, он был миссионером».

Простая манера общения и сама внешность владыки Илариона, — высокий рост, широкие плечи, открытое ясное лицо, — на всех без исключения оказывали действие облагораживающее. Борис Ширяев так описал его исключительное положение среди заключенных:

«Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять  и сами тюремщики: в разговоре с  ним они никогда  не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над „опиумом“. Нередко охранники, как бы невзначай, называли его владыкой. Обычно — официальным термином „заключенный“. Кличкой „опиум“, попом или товарищем — никогда, никто».

«Подсудимый революции»

В числе ближайших помощников Патриарха Тихона владыка Иларион оказался неслучайно. Один из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви, уже через три года после окончания Духовной академии, в 1913-м, он принимает постриг в скиту Троице-Сергиевой Лавры, желая всю жизнь без остатка посвятить пастырскому служению. До революции его знали как автора фундаментального труда «Очерки из истории догмата о Церкви», он приобрел большой авторитет и как богослов, и как преподаватель Духовной школы. На его проповеди люди приходили специально. В те годы он по праву считался одним из лучших проповедников.

Обширные исторические и богословские познания сделали его убежденным сторонником восстановления Патриаршества. Его яркое выступление на Соборе 1917 г. сыграло заметную роль в избрании Предстоятеля Церкви:

«Хочется мне обратиться ко всем, кто почему-то считает еще нужным возражать против патриаршества. Отцы и братие! Не нарушайте радости нашего единомыслия! Зачем вы берете на себя неблагодарную задачу? Зачем говорите безнадежные речи? Ведь против церковного сознания боретесь вы. Бойтесь, как бы не оказаться вам богоборцами! Мы и так уже согрешили, согрешили тем, что не восстановили патриаршество два месяца назад, когда приехали в Москву и в первый раз встретились друг с другом в Большом Успенском соборе. Разве не было кому тогда больно до слез видеть пустое патриаршее место? …А когда мы прикладывались к святым мощам чудотворцев Московских и первопрестольников Российских, не слышали ли мы тогда их упрека за то, что двести лет у нас вдовствует их первосвятительская кафедра?»

К тому времени у владыки Илариона был уже и опыт свидетельства. Первый раз его арестовали в марте 1919-го. Заключение продлилось три месяца. Прошло немного времени и последовала ссылка в Архангельск сроком на один год. Арестовали его менее чем через два года после епископской хиротонии*. По возвращении из ссылки он был возведен Патриархом в сан архиепископа, и уже навсегда попал в категорию «политически неблагонадежных».

Главной причиной для возбуждения обвинений против епископа Верейского было то, что он занимал твердую позицию в отношении незаконного обновленческого раскола. В течение года по поручению Патриарха он вел переговоры с уполномоченным ОГПУ по церковным делам, отстаивая право Церкви руководствоваться во внутренней жизни каноническими правилами; составляет и редактирует патриаршие послания, выступает с критикой обновленцев.

Борьба  с обновленчеством достигла наивысшей  точки в 1923 г., когда произошло «сражение» за Сретенский монастырь.

5 июля 1923 года под праздник Владимирской иконы Божией Матери владыка Иларион служил в монастыре, захваченном обновленцами, всенощное бдение. Изгнав обновленцев, он заново освятил собор великим чином, присоединив старинную обитель к Церкви. На следующий день в Сретенском служит Патриарх Тихон. Тогда же Патриарх назначил владыку Илариона настоятелем монастыря.

За  июльскими событиями последовали  заявления лидеров обновленческого раскола о «контрреволюционной деятельности» Предстоятеля церкви и его помощника. В сентябрьском номере «Известий» Антонин (Грановский) называл Патриарха Тихона и владыку Илариона «подсудимыми перед революцией».  И вскоре «подсудимый» епископ был приговорен к трем годам лагерей.