Страница 1 из 3
50 гривен от бездомного и другие Одесские истории православного палестинца
Фарес Нофал
Как и все площади города, Привокзальная площадь Одессы не теряет своей оживленности даже в выходные дни: из вконец забитых трамваев и маршруток один за другим выходят хмурые, немного помятые люди, а водители такси помогают своим клиентам доставать из багажника неисчислимые чемоданы и сумки.
Однако у этой небольшой суетливой площади Южной Пальмиры, помимо всего прочего, имеется и своя богатая православная история: на нее выходят окна Пантелеимоновского и Андреевского афонских подворьев; к ней прилегают несколько знаменитых крупных одесских монастырей, ежедневно принимающих десятки паломников и богомольцев из окрестных районов. В один из них – а именно в Свято-Ильинский мужской монастырь – мы и направляемся для того, чтобы поближе познакомиться с человеком, известным многим жителям центра города – православным и атеистам, обитателям уютных двориков и людям без определенного места жительства.
Собственно говоря, популярность и «выдала» нашего героя: уже подходя к воротам обители, мы поняли, что толпа, эмоционально жестикулирующая у входа в собор, обступила пригласившего нас несколькими днями ранее по телефону мужчину. Спустя пять минут ему все же удается прорваться к нам и с виноватым видом поприветствовать нас по-русски – правда, с легким восточным акцентом:
– Добрый день! Как вы? Простите, ради Бога: как видите, пришлось чуть-чуть задержаться: у каждого из них есть проблемы… Но скоро час дня, пойдемте, надо собираться…
И мы идем вглубь монастыря вместе с нашим собеседником, успевающим и разговаривать с нами, и отвечать на вопросы молодых людей, тоже, по всей видимости, ждущих наступления первого часа пополудни.
– Понимаете, мы стараемся не опаздывать – потому что, если это суббота, то мы должны успеть на вечернюю службу, а если воскресенье, как сегодня, – то на заседание нашего молодежного клуба, которое проходит тоже вот здесь, – продолжает он на ходу.
У дверей с табличкой «Воскресная школа» уже вовсю кипит работа: кто-то выносит из глубины комнаты пакеты с пластиковой одноразовой посудой, кто-то – коробки с печеньем, кто-то – кастрюли с кашей или супом. То тут, то там раздается:
– А где аптечка?
– Кто-нибудь видел салат?
– Тамер, а где хлеб?
Последний вопрос явно адресуется нашему новому знакомому, в этот момент проверяющему, в порядке ли шатавшиеся на прошлых выходных раскладные столы.
– Посмотри на кухне, Аня вроде там утром оставляла, – не отрываясь от шурупов, отвечает Тамер.
Наконец всё необходимое бережно упаковано и собрано у дверей воскресной школы – и вот процессия, состоящая из десяти юношей и девушек, выдвигается из монастыря по направлению к вокзальной площади. Сам Тамер, с легкостью несущий тяжелую кастрюлю с пловом, возобновляет прерванный несколькими минутами ранее рассказ:
– Я вообще коренной вифлеемец, родился в семье православных. В 2000 году приехал учиться в Одессу, да никак не закончу – остается «закрыть» аспирантуру, защитить диссертацию… А с ребятами я познакомился ровно пять лет назад – в декабре 2010-го. Придя сюда, в молодежный клуб «Православное поколение», я в них просто влюбился – и решил помогать им, чем могу. Вот уже пятый год идет, и все мы, слава Богу, вместе…
Мы выходим из подземного перехода и оказываемся на месте. Тут же раскладываются столы, расставляются кастрюли, достаются стаканчики для «первого». Время поджимает – и потому кто-то уже бежит в Пантелеимоновский монастырь за железным баком с чаем.
– Понимаете, меня, палестинца, всегда удивляло следующее, – говорит Тамер, привязывая черные мусорные пакеты по углам площади. – Вот идешь ты по улицам такого прекрасного города, как Одесса, и видишь: то тут, то там стоят или спят бездомные. Много, много бездомных – причем забытых всеми бездомных. И с самого первого дня моего нахождения на Украине я не мог выкинуть их из головы – но я и не мог придумать, как им помочь. А у «Поколения», которое тогда собиралось или в Ильинском, или в Пантелеимоновском монастырях, такая возможность имелась. И мы решили попробовать: я создал «встречу» в социальной сети, пригласил ребят. Тогда на первое, «пробное» кормление пришли десять волонтеров.
У перехода появляется тележка с «чайным» резервуаром – аккурат в тот момент, когда последняя пластиковая тарелочка выкладывается на столик.
– Всё, давайте молиться, – зовет к столам замешкавшихся ребят Тамер.