Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Можно ли исправить непоправимое?

Как исправить последствия своей ошибки, если всё вышло из-под контроля? Если её результаты стали такими масштабными, что с ними не справиться? Например, поругался с бабушкой — и она умерла из-за сердечного приступа. Соврал — и эта ложь искалечила жизнь друга. Пересказал сплетни начальнику — и коллегу уволили с работы. Водитель сбил человека. Простит ли Бог, если ничего уже не исправить? Как найти баланс между самобичеванием и самооправданием? Протоиерей Вячеслав Поневин, настоятель Николаевского храма Енакиево, размышлял над этими сложными вопросами.

Покаяние — это не только перечисление своих грехов перед священником. Это раскаяние в содеянном, желание исправиться, измениться, и помимо того — возмещение нанесённого ущерба. Конечно, вернуть ситуацию в то состояние, в которой она была до совершения ошибки, невозможно. Часто человек не властен над последствиями некоторых поступков. Однако можно всё-таки постараться и по возможности исправить если не последствия, то себя.

Не навреди

Сразу скажу: возмещение ущерба — дело не такое простое, каким кажется на первый взгляд. Нужно браться за него в том случае, если это не причинит вред тому, кому мы собираемся возмещать, и нам тоже. Ведь можно так исправлять свои ошибки, что другие не рады будут. Пример: у юноши и девушки была связь, девушка родила ребёнка, парень сбежал. Однако девушка вопреки всему удачно вышла замуж, у неё всё хорошо. А вот подвижник благочестия, которым стал парень, вдруг решает покаяться, возместить ущерб, и начинает искать, звонить, писать письма. В итоге из-за благих побуждений может разрушиться семья. Не всегда наши добрые намерения на самом деле добрые и приводят к хорошему.

Покаяние человека происходит при участии священника. Думаю, и возмещение ущерба нужно тоже оговорить с духовным наставником — чтобы оно никому не принесло зла.

Что делать, если виноват?

Как же поступить, если нет возможности загладить вину или попросить прощения у человека, которого обидел? Главное — не надо впадать в отчаяние. Да, возмещение ущерба нужно, но ситуация не всегда позволяет это осуществить. Если можете — возместите, нет — ищите иные способы. Есть разные варианты.

Первый: помочь тем, кто на данный момент находится в похожей ситуации и нуждается в помощи. Мне доводилось сталкиваться с ситуациями, когда люди в молодости кого-то побили, и извиниться перед пострадавшим нет возможности: либо прошло время, и он умер, либо нельзя выйти с ним на связь. Я рекомендовал пойти в больницу и пожертвовать перевязочные материалы, лекарства для тех, кто пострадал от побоев.

Второй: помолиться. Если мы кого-то обидели, и этот человек уже умер, всегда можно за него молиться: дома, в храме, на панихиде.

Третий: благотворительность. Вы можете сделать какое-то пожертвование, материально помочь — сейчас для этого существует сотни возможностей.

Кому это нужно?

Возмещение ущерба необходимо, чтобы наша душа изменилась благодаря совершению добрых дел. Всё-таки для Бога важнее не формальная исповедь, не формальное же исправление ошибок, но перемены в душе. Покаяться — это значит стать другим человеком: более добрым, милосердным, честным. В этом главная цель. Возместить ущерб, но остаться такими же, каким был, — неправильно.

Повторение ошибок

Люди привнесли в Церковь много формальностей. Все крестят детей, отпевают покойников, освящают машины и дома, но фактически христианами можно считать очень маленький процент людей. Основная масса, и это около 90%, просто соблюдают обряды. «Нам так сказали», «так надо», «ну, так положено», — а для чего это нужно, в чём смысл — без понятия. Не знают Символ веры и «Отче наш», но зато освящают воду, куличи, заказывают панихиды. Фактически они не стали частью христианского сообщества, а ведь христианство без Церкви невозможно.

Формальностей нужно избегать. Всегда, делая что-либо, нужно представлять конечную цель. Если мы каемся, то нужно понимать, что цель — это изменение нашего внутреннего «я». Избавление от страсти, которая мучает. Если человек раздражителен, он может обижать людей, потом просить прощения, потом снова обижать, и это будет длиться бесконечно, изменений в нём не происходит. Что толку в его извинениях? Можно ли считать искренним его покаяние?

Если верующий кается, то результатом должна стать его внутренняя перемена в лучшую сторону, замена страстей и грехов добрыми делами. Вам плохо, одолевают эгоизм, раздражение, гордость? В эти моменты хорошо пойти и сделать какое-то маленькое доброе дело: помолиться о человеке, сказать ему доброе слово, угостить.

Вина как способ наказать себя

Часто люди, которые совершили какие-то непоправимые ошибки, чрезвычайно страдают от чувства вины. Она становится их способом наказать себя. Они думают, что это чувство — правильное, поскольку им положено быть угнетёнными после случившегося. Это, конечно, неверно. Да, у нас должно быть трезвое осознание своего плохого поступка. Никуда не деться: я это совершил. Но это не значит, что нужно казнить себя всю жизнь.

Что же нужно делать? — выполнить названные уже три пункта: покаяться, дать себе обещание не повторять совершённое, возместить ущерб. Если нет возможности — делать добрые дела. «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15), — сказано в Псалтыри. Вот и будем зло замещать добром. Мало только отказаться делать злое. Если же мы начнём вместо зла творить добрые дела, то Господь будет нас через них врачевать. В доброделании мы соприкасаемся с Богом, поскольку Он есть любовь, и излечиваемся от своих духовных болезней.

Между самобичеванием и самооправданием

Самобичевание — это состояние бесовское. Оно не приносит пользы никому. Наоборот, от него страдают и окружающие люди, и мы сами, потому что вгоняем себя в отчаяние, уныние. Эти состояния — это отчасти проявление гордости. Надо её преодолеть. Да, я совершил грех, поступил нехорошо. Но я могу измениться.

Варианты поведения

Отчаяние — это разочарование, неверие во всепрощающую милость Божью. Бог никого не наказывает. Распинаясь на Кресте, Он говорит: «Я вас люблю настолько, что готов за вас умереть». Глядя на распятого Христа, мы не видим ни наказания, ни осуждения — только любовь. Когда же люди начинают заниматься самобичеванием, то словно говорят Ему: «Мы не верим в Твою любовь и всепрощение». Это проявление гордости.

Самооправдание — тоже однозначное зло, поскольку в этом случае человек лжёт себе, Богу, людям. Здесь всё понятно. Многие свои злые поступки оправдывают какими-то благими целями. Принести маленькую жертву во благо чего-либо. Но добро не нуждается в зле. Господь пришёл в мир и умер, не сотворив ни одного плохого поступка. Не нарушил ничью свободу, не нанёс никому душевного или физического ущерба. Он мог сделать всё иначе, проще, но сделал так, как сделал, и в этом — пример всем нам. Какими бы добрыми намерениями мы ни оправдывали зло, оно всегда останется самим собой.

Самооправдание — противоположность самобичеванию, однако оно такой же грех, с которым нужно бороться. Они как плюс и минус, но суть одна: это неправильные, лживые чувства.

Как человеку понять, что он себя оправдывает? В духовном деле всегда нужен взгляд со стороны. Без этого сложно в себе разобраться. Есть если у человека в жизни есть какие-то серьёзные ошибки, сложные ситуации, ему никогда не помешает прийти в храм и обсудить ситуацию с опытным духовным наставником — чтобы понять, не оправдывает ли он сам себя в отношении к произошедшему. Многим удобно задвинуть всё в угол памяти и жить спокойно.

О мнимом добре

Такая работа — это труд всей нашей жизни. Наши исповедь и покаяние должны стать его результатом. Мы приходим в храм, исповедуемся перед причастием, просто перечисляя какие-то привычные грехи. Это допустимо, но нежелательно. Нужно постоянно работать над собой. Мы чрезвычайно мало задумываемся над своей жизнью, анализируем чувства, осмысливаем поступки. Каждая ошибка, каждая страсть — что нас на них толкает?

Как часто, делая что-либо, мы думаем, что поступаем хорошо и с благими намерениями, но на самом деле — вредим! Например, в семье есть человек с зависимостью. Он постоянно попадает в какие-то нехорошие ситуации, а родные его из них вытаскивают. Выплачивают долги, выкупают заложенное в ломбард, выгораживают перед начальством на работе. Тем самым они оплачивают его деградацию, помогают скатиться вниз.

Человек, может быть, после первого случая опомнился бы. Например, посидел бы в камере пятнадцать суток, его уволили бы с работы, и он нашёл бы в себе силы сказать: я так не хочу. Когда же он совершает глупости, а за него всё исправляют, то это очень удобно: делай, что хочешь, никаких последствий. Так зачем исправляться? Он не видит проблемы и продолжает деградировать.

Родственникам нужно разобраться, почему они так поступают, какие чувства толкают их на такое поведение, почему думают, что если не откликнутся, то пойдут против Бога.

Часто в родственных отношениях бывает так, что представители старшего поколения считают нормальным вмешиваться в жизнь молодой семьи, разрушая её. При этом такие старшие, как правило, не имеют нормальной семьи (разведены или живут как супруги номинально), но считают, что вправе учить жизни.

К чему я привёл эти примеры? К тому, что в первую очередь нужно внимательно анализировать свою жизнь, пытаться понять, почему поступаешь так или иначе, к чему это приводит.

Убрать протухшее из кладовой души

Подготовка к исповеди — это своеобразная инвентаризация. Мы убираем из внутренних закромов всё протухшее и испорченное. Ещё — оцениваем свою жизнь: в чём поступили неправильно, по какой причине, и так далее.

Есть люди, которые приходят на исповедь и отделываются формальным перечислением грехов: «согрешил делом, словом, помышлением». Этот списочек становится заученным, не меняется годами. Некоторые исповедуют то, в чём уже покаялись, что переступили, что уже давно — вчерашний день их духовной жизни. Многие говорят: «В молодости делал то и это», — но что сейчас ты сделал, в чём сейчас ты хочешь покаяться? То есть люди ходят по кругу, не меняются, их духовная жизнь в это время стоит на месте.

Радость как лакмусовая бумажка

Господь прощает нам все грехи — при условии нашего изменения. Пусть вас не хотят простить, пусть отвергнут попытку возмещения ущерба — не нужно унывать, это не значит, что вы не спасётесь. Нам прекрасно известны примеры людей, которые совершали ошибки, которые было невозможно исправить. Например, святой царь Давид, который совершил грех прелюбодеяния и убийства: он завладел женой человека, которого сознательно отправил на смерть. Или святой князь Владимир, который был язычником, имел множество наложниц, убивал. В их случае возмещение ущерба в полной мере было невозможно, однако эти люди причислены к лику святых. Они каялись и делали добрые дела, пытались измениться, преображались. Принося покаяние, мы тоже должны меняться. Плоды покаяния — это изменение в лучшую сторону.

Чтобы понять, идём ли мы в правильном направлении, нам нужны какие-то маркеры. Если, принося покаяние, мы не изменяемся, не становимся добрее — значит, делаем что-то не то. Нужно искать ошибку. Один из даров Святого Духа — это радость. Она должна появляться в нашей жизни, если мы приближаемся к Богу. Становиться счастливее — это нормально, потому что к этому люди призваны Богом. Если этого нет, если мы продолжаем унывать, отчаиваться, испытывать чувство вины, значит, с нашим покаянием проблемы.

Нужно верить в то, что Господь нас прощает, наполняться светом, любовью. В жизни должны появиться полнота, смысл, радость. Это признаки того, что человек двигается в правильном направлении. Апостол нам говорит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:16-17). К этому нужно стремиться. Да, уныние и отчаяние могут нападать, и покаянное чувство может порой быть тяжёлым, но впадать в отчаяние не надо.

Часто люди сталкиваются с проблемами в духовной жизни потому, что они неправильно воспринимают Бога. Нужно видеть в Нём любящего Отца, а не карающее существо, которое только и ждёт, когда же вы совершите ошибку, чтобы сразу же за неё наказать. Страх мешает нам открыться Богу. Мы говорим, что любим Его, а на самом деле — боимся. Нужно понять, что Господь не наказывает — мы сами наказываем себя своими плохими поступками. Бог же проявляет к нам только любовь.

Записала Екатерина Щербакова

Источник: gorlovka-eparhia.com.ua