Цитата дня

Злой не видит, что является злом (Василий Великий)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

– Что об этом думают современные шотландские христиане?

– Они считают, что основанием для Арброутского предания послужил факт перенесения в четвертом веке святым Регулом (или в восьмом веке неизвестным аббатом?) из Патр частицы мощей апостола, но меня все же не покидает мысль, что истоки этого предания значительно древнее. Арброутская декларация – важный документ, составленный во времена, когда к устным преданиям относились очень бережно и осторожно. Вряд ли ее составители могли так быстро перепутать сведения о личном присутствии апостола и факт пребывания там его мощей. К сожалению, нет сопутствующих свидетельств в подтверждение факта, сообщаемого в Арброутской декларации, поэтому говорить приходится не о вероятности этого факта, а лишь о некой возможности.

– Как бы мог Андрей так легко и свободно путешествовать по землям, населенным столь разными по традициям, образу жизни и мышления народами?

– Он был смиренный, простой человек, а для простого человека нет почти ничего невозможного. Будь он высокомерным ученым мужем, европейцем до мозга костей, он бы ни в коем случае не доверился этим людям, а нашел бы свой собственный способ путешествовать, подобно Пифию, построившему корабль и проплывшему от Марселя до Гренландии. Питая к ним уважение, Пифий все же до конца не доверял местным жителям, поскольку сам он был греком, а они – варварами.

Книгу свою я как бы собрал из лоскутков. В ней говорится о скифах, древних шотландцах, Африке римских времен. Она и о самом святом Андрее, и о мире, представавшем во время путешествий перед его взором: славяне, фарисеи, эпикурейцы, стоики, жители северной Африки, кочевые финские племена, династия хань в Китае, монголы, турки… Мой редактор попросила: пиши не просто житие святого Андрея; расскажи и о тех местах, которые он посетил, и о народах, которые он там видел. Начав описывать эти места, я понял, что рассказать придется обо всей той эпохе, показать читателю, как, например, Сибирь и Карелия были связаны с Центральной Азией, Африкой и Шотландией, чтобы читатель мог яснее представить себе, каким был мир в те времена.

Миссионерские путешествия Святого Апостола Андрея

Часть II

  Первое миссионерское путешествие св. ап. Андрея
Из Иудеи в Константинополь, Понт и на Кавказ

— Не могли бы вы показать нам путь, которым прошел святой Андрей?

— Согласно местным преданиям, сначала он проповедовал в Иудее самарянам, а также в Газе. Покинув Газу, Андрей отправился в палестинский город Лида, где впоследствии примет мученический венец святой Георгий, потом в Антиохию, а оттуда в Едессу — нынешний город Урфа в Турции, — бывшую одним из центров христианской жизни апостольских времен. Царь Едессы Авгарь стал христианином, здесь появился нерукотворный образ Спасителя. Судя по данным исторических источников, здесь, возможно, возникло одно из первых на земле христианских царств — может быть, уже в 34 или 35 году от Р.Х. Некоторые предания говорят о том, что после Едессы, в 36 году, Андрей пошел в греческий город Византий — будущий Константинополь, — где поставил первого епископа — святого Стахия — из числа семидесяти учеников Господа. Потом Андрей проповедовал в Вифинии, Каппадокии и Галатии, а также на территории греческого Понта, то есть в нынешней северной Турции. Затем, как сообщают предания, он отправился в Грузию, Армению и далее на Кавказ. На этом его первый поход закончился, и он возвратился в Иерусалим.

Второе миссионерское путешествие
Из Иерусалима в Центральную Азию.

— Второе путешествие было совершенно иным. Из Иерусалима он шел тем же путем, но, миновав Антиохию, сел на корабль, плывший в Ефес, чтобы встретиться со святым Иоанном. По пути он несколько дней провел на Кипре. То место, где он ждал, пока корабль продолжит плавание, теперь называется мысом Святого Андрея. Неизвестно, общался ли он там с местными жителями. Согласно бытующему у киприотов преданию, команда и пассажиры надеялись пополнить здесь запасы питьевой воды, но место это было засушливым и пустынным, воды тут не оказалось. Тогда Андрей сошел на берег, стал молиться и молился до тех пор, пока из скалы не забил источник. После Ефеса он возвратился в Антиохию, потом отправился в Никею, пробыл там какое-то время, а затем снова посетил Понт и Грузию. Далее, как свидетельствуют предания, путь его лежал через Курдистан в Парфию (Персию) и в пустыню Гедрозия (нынешний Балохистан) недалеко от побережья и нынешней пакистано-иранской границы. Тогда там жили киноцефалы.

— Кто такие эти киноцефалы?

— Это очень интересная тема, поскольку о киноцефалах говорится во многих ранних текстах. В буквальном переводе слово это означает «люди с собачьими головами». О них упоминает и составитель жития святого Макария Великого. По его сведениям, племя это жило в пустыне далеко за пределами Сирии. Византийский историк Цецис называл их жителями Индии, частью которой был тогда нынешний Пакистан. В греческом житии святого Христофора, — некоторые исследователи считают, что он родом именно из этих мест, — сказано, что святой оказался на территории Римской империи, пройдя всю персидскую пустыню. А Марко Поло говорит, что киноцефалы населяли побережье Индийского океана. Возможно, это те самые первобытные племена, что встретились Александру Македонскому на пути к побережью, возле Гедрозийской пустыни. Нам киноцефалы известны в основном из работ знаменитого географа, фармаколога и историка V-го века до Р.Х. Ктезия из Книдоса. К его работам серьезно относились отцы Византийской Церкви, например патриарх Фотий. В книге Ктезия «Индика», которой пользовался патриарх Фотий, есть текст, посвященный индийскому племени киноцефалов. Фольклорные предания — эфиопские, славянские, персидские, арабские, армянские, греческие и другие — повествуют о драматической встрече Александра Македонского с киноцефалами.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi