Цитата дня

«Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем одном имеет себе упокоение... На всех путях, какими ходят люди в мире, не обретают они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога» (прп. Исаак Сирин)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

— Так вот почему мне часто доводилось видеть древние иконы греческого письма, на которых святого Христофор изображен с собачьей головой. Поначалу это меня шокировало, казалось богохульством. Я недоумевала, о чем думали греки, создавая такие иконы. Причину появления подобного изображения никто не мог мне объяснить. В житии святого Христофора лишь сказано, что на вид он был столь свиреп, что император Декий, впервые увидев его, от страха упал со своего трона. Как вы думаете, есть здесь какая-то связь?

— Безусловно есть. В источниках, которыми я пользовался, говорится, что святой Христофор, покинув родные места, пересек персидскую пустыню. У меня на этот счет своя теория, хотя в древних текстах такого объяснения нет, поскольку в них предполагается, что читатель уже знаком с названиями и реалиями данной местности. Согласно некоторым источникам, святой Андрей бывал на северо-востоке Пакистана, где, как известно, жили племена, у которых принято было рассекать себе щеки от рта до ушей, так, чтобы видны были все зубы. Марко Поло, увидев этих людей, назвал их киноцефалами. Он говорил, что они похожи на собак породы мастифф, то есть животных с плоской мордой, более похожей на человеческое лицо, чем вытянутая собачья морда. Так вот, они рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши и придавали черепам своих младенцев особую форму, чтобы, став взрослыми, они имели свирепый вид. Все это делалось в целях устрашения врагов, защиты от неприятельских набегов и вторжений, от которых сильно страдали жители тех мест. В Африке южнее Сахары, по берегам Амазонки и в Новой Гвинее и поныне можно встретить племена, представители которых на вид просто ужасны. У них есть обычай разными способами придавать своим лицам устрашающее выражение. Они также меняют форму черепа, зубов, щек…

Как явствует из вышеупомянутых сирийских текстов, после посещения апостола Андрея, эти племена приобрели нормальный человеческий вид. Думаю, это означает, что после крещения они просто перестали уродовать свою внешность. Второзаконие запрещает это делать, и Андрей, будучи наследником библейской традиции, непременно разъяснил это киноцефалам.

В сирийских текстах также говорится, что, впервые увидев их, апостол Андрей пришел в ужас. Он в панике бросился обратно к кораблю, но, добежав, почувствовал благоухание ладана и понял, что Сам Господь направил его корабль к эти берегам. Сначала он даже обратился к Богу с такими словами: «Зачем Ты привел меня сюда?» Но оказалось, что местные жители добры и гостеприимны — обычный первобытный народ.

И в наше время те, кто общался с «варварскими племенами», имеющими странные, с точки зрения европейской культуры, обычаи, отзываются о них так же. Если они видят, что вы к ним хорошо относитесь, то отвечают взаимностью. Аборигены Новой Гвинеи, Амазонии и африканских джунглей часто проявляют истинную любовь и нежность к иноземцам, приезжающим жить с ними. Так было и с апостолами. Настоящие проблемы у апостолов возникали скорее не в «диком», а в «цивилизованном» мире.

Далее, как сообщают сирийские источники, Андрей отправился через территорию Пакистана и Афганистана по Шелковому пути в Согдиану (современные Самарканд и Бухара) находившуюся недалеко от границы с западной частью Китая — по-китайски Со-Йок, то есть древние провинции. Вопрос в том, как он добрался до Согдианы. Раньше считалось, что он никак не мог этого сделать. Но после того, как историкам стало известно о существовании Шелкового пути, выяснилось, что это было довольно просто. Все ранние исследователи его жития говорят, что Андрей бывал в Центральной Азии, но ничего конкретного о его пребывании там не рассказывают. Это означает, что, либо какие-то тексты до нас не дошли, либо с Андреем там ничего особенного не произошло. Обычно записывают только события, связанные с трудностями и явными чудесами, а повествование о спокойном, мирном путешествии могло и не сохраниться.

— Как далеко находилась Согдиана от того места в Китае, где недавно обнаружили христианские надписи и захоронения I-го века от Р.Х.?

— Нет, захоронения найдены в другой части Китая. Но, возможно, святой Фаддей (из числа семидесяти учеников Господа), был ученик-китаец, которого в сирийском предании называют святым Аггеем. По преданию, Аггей проповедовал в Парфии, Согдиане и Центральной Азии: Узбекистане, Афганистане, Пакистане, Иране и Индии. Он отыскал на юге Индии могилу апостола Фомы и, поклонившись благоухающим мощам Фомы, отошел ко Господу. В китайских источниках он, возможно, фигурирует под именем Ван-Хай. Важный факт: китайские авторы пишут о том, что он был производителем шелка, а шелк производили тогда только исключительно китайцы. Поэтому, возможно, святой Аггей был первым в Китае учеником апостола Христова. Что касается найденных недавно захоронений, они датируются 75 годом от Р.Х., то есть действительно относятся к апостольским временам.

Кроме того, на побережье Желтого моря, в районе Шанхая, сохранились предания о посещении Китая апостолом Фомой. Теоретически такая возможность не исключена, поскольку район, где сейчас находится Казахстан — он граничит с Монголией и Китаем, — был колыбелью гуннов, восточных скифов и саков. Индийский царь Гундофор, встречавшийся со святым Фомой, был королем саков, его империя простиралась от Сибири до Китая и Индии. Пути эти были людям хорошо известны. У предков современных болгар, следовавших за гуннами, даже была церковь, посвященная апостолу Андрею, хотя из-за иноземных вторжений им потом пришлось заново учиться христианской вере.

Нужно помнить, что существуют три отдельных предания о проповеди Андрея в Западном Китае, Центральной и Восточной Азии. Одно из этих преданий — из Казахстана, второе — из Сирии, а третье бытует у болгар русских степей, которые, мигрируя, прошли Грецию и, в конце концов, осели в Италии. Там они построили в своих деревнях множество храмов в честь апостола Андрея. Как утверждает Епифаний, константинопольский монах-историк IX-го века, Андрей бывал и севернее Китая, в земле скифов-массагетов и масаков (между Монголией, Казахстаном и Алтаем, откуда вышли современные болгары и турки), унгров и трохарийцев, а также в Халбинских горах (Сибирь).