Цитата дня

Дай Бог, чтобы хоть в конце жизни вкусить плодов истинной свободы, которую даст Христос Своим ученикам. (Игумен Никон (Воробьёв))

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Римляне, евреи и греки не использовали этот путь — от Согдианы в землю массагетов. Им пользовались кочевые племена для сбора дани с китайцев за защиту их на Шелковом пути. Согласно местным преданиям, Андрей приходил сюда и, кажется, кочевники его приняли, хотя и считались самыми дикими из всех существовавших тогда народов. Не думаю, что с ним обошлись плохо, иначе остались бы письменные свидетельства о пережитых им здесь испытаниях. Это была восточная Скифия, а китайцы очень боялись восточных скифов.

— Недавно мне рассказала одна жительница Урала, что, согласно широко распространенному в Сибири преданию, апостол Андрей дошел до того места на Урале, где сейчас стоит село Казанское, и пророчески предсказал, что когда-то в этих землях будет широко распространено христианство. В селе Казанском есть храм, посвященный ему.

— Да. Существуют предания о проповеди апостола Андрея на Алтае. Андрей возвратился с Алтая и, судя по сведениям, содержащимся в местных преданиях, шел уже другим путем — до Каспийского моря через степи, где, как повествуют многочисленные ранние устные и письменные свидетельства, проповедовал аланам. Оттуда он направился в Курдистан, где едва избежал мученической кончины. Потом он вернулся в Иерусалим.

Третье миссионерское путешествие
Коптские эфиопские предания

— Если верить преданиям, в свое третье миссионерское путешествие Андрей отправился после первого апостольского собора в 49 году от Р.Х. Это единственно возможный временной промежуток, когда он мог пойти в Африку. Источником рассказов о его путешествии по Африке служат коптские эфиопские предания, а также греческие апокрифы, дошедшие до нас благодаря стараниям святого Григория Турского, изложившего эти сведения в переработанном виде на латинском языке. Если Андрей действительно ходил в Африку, для этого были какие-то особые причины, поскольку изначально Африка не входила в список земель, доставшихся ему для проповеди. Ему достались Вифиния, Греция и восточная Скифия.

— Говоря «достались», вы имеете в виду предание о том, что апостолы бросали жребий, решая, кому куда идти?

— Да, но, думаю, решал тут не только жребий. Скорее всего, у них был еще и определенный план, вряд ли они просто так отправились бы в дикие места. Коптские предания свидетельствуют о том, что он ходил в земли берберов («варваров»), но какие это земли, мы в точности не знаем, так как берберы населяли и оазис Сива в Египте, и Морокко, и Мавританию, и Мали, и Нигер. Они были предками современных кабилов (туарегов), живущих в Алжире. Может быть, он просто посетил какое-то место на территории современного Египта. Из тех же источников мы узнаём, что после этого он отправился в страну антропофагов — совершенно конкретную область в районе Великих озер на границе между Танзанией, Угандой, Руандой и Конго. Известно, что там был вулкан, поэтому, как я считаю, речь идет об озере Киога. Но, повторяю, это мое личное мнение. Далее источники сообщают, что он направился к пропасти недалеко от Зимбабве. По сведениям, полученным в прошлом веке, в те далекие времена арабы—гимьяриты ходили из Йемена в Мозамбик и Зимбабве, древний Офир, где, предположительно, Хирам брал золото для царя Соломона, и путь этот мог быть известен евреям, финикийцам и арабам, но не грекам и не римлянам.

— А кто такие антропофаги?

— Согласно коптскому апокрифу «Деяния святого Андрея и святого Матфия (Матфея)», — этому необычайно красочному, фантастическому рассказу, — во время своего третьего миссионерского путешествия Андрей получил указание — либо свыше, либо от других апостолов — пойти и помочь апостолу Матфею, которого захватили антропофаги, то есть людоеды, каннибалы.

— То есть этот апокриф повествует о том, что апостол Матфей попал в плен к людоедам, и ему на помощь был послан Андрей?!

— Да, хотя в некоторых вариантах апокрифа речь идет о святом Матфие, все же в большинстве источников говорится именно об апостоле Матфее, поскольку Матфий отправился в Грузию, а апостол Матфей — в Александрию и Эфиопию. Коптские источники совершенно однозначно свидетельствуют об этом. Некоторые исследователи высказывают предположение, что «страна людоедов», упоминаемая во многих древних текстах, в действительности находилась в Понте, в районе Синопа — на севере современной Турции. Но этого ни в коем случае не могло быть. Ведь Понт и Синоп — это древняя Греция. Единственное, на чем может основываться подобное предположение — это рассказ Павсания, ученого—географа II-го века от Р.Х., видевшего, как в некоторых маленьких провинциальных греческих гостиницах того времени продавали в качестве лечебного средства засушенные или как-то иначе сохраненные части человеческих органов. Но даже тогда и даже в самых удаленных от культурных центров местах такое считалось бы в Греции антиобщественным поведением.

— Понятно. Но насколько мы можем доверять этим апокрифам?

— Как я уже сказал, мы не имеем возможности вернуться в прошлое и точно определить, действительно ли происходило то, о чем говорится в том или ином апокрифе, или рассказы эти — правдивые в основе — искажены последующей обработкой, или даже они целиком выдуманы. Мнения Святых отцов на этот счет расходятся. Я думаю, Андрей все-таки мог побывать в Африке. И в своей книге я стараюсь подтвердить это фактами. Но первоочередная задача для меня, как вы помните, заключалась в том, чтобы рассмотреть все предания, не пытаясь судить о достоверности источника, и проследить, мог ли он чисто физически отправиться в то или иное конкретное место, и, если да, насколько это соотносится со временем и географией других его путешествий.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi