Цитата дня

«Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем одном имеет себе упокоение... На всех путях, какими ходят люди в мире, не обретают они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога» (прп. Исаак Сирин)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

— Почему Андрей так надолго остался в Румынии?

— Сначала я сам этого не понимал. Но теперь мне кажется, это было потому, что древние румыны оказались особенно близки ему благодаря своим монотеистическим взглядам. Иосиф Флавий утверждает, что их духовенство было похоже на ессеев: девственники, строгие вегетарианцы, они не ели даже овощи — лишь семена и орехи, подобно христианским аскетам-пустынникам. Общество у них было свободным, рабов там не держали, женщины пользовались равными с мужчинами правами, не то, что в греко-римском мире. В те времена общество, не использовавшее рабский труд, было уникальным. По данным археологических исследований и из румынских преданий явствует, что народ этот принял христианство в I-м веке от самого апостола Андрея. Вполне естественно, что он чувствовал себя как дома среди их духовенства, а они приняли его с открытым сердцем и обратились ко Христу.

Эфиопские предания говорят об Андрее как об очень строгом вегетарианце. Это вполне вероятно, так как среди двенадцати ближайших учеников Господа почти все имели жен, и только Андрей и Иоанн Богослов были девственниками.

Я думаю, что Андрей прожил в Румынии двадцать лет потому, что любил эту землю больше всего на свете, кроме Христа и жизни с Ним. Я считаю, что Господь дал ему эту землю в утешение, ведь Андрей неустанно трудился, неся Благую Весть жителям самых разных стран, пережил столько трудностей. Сколько раз его самого и его проповедь не принимали, и он вынужден был в отчаянии уходить, особенно в славянских землях, где тогда еще приносили человеческие жертвы.

Можете себе представить, как Андрей устал от всего этого, и как, придя в страну, где не было рабства, где евреев и греков встречали одинаково почтительно и одинаково относились к мужчинам и женщинам, где духовенство придерживалось строгого вегетарианства и вело отшельнический образ жизни, апостол оказался как нельзя более на своем месте. Там он мог спокойно учить людей вере. Ведь народ там думал, что религия, которую он принес, не только лучше их собственной, но и является ее естественным продолжением. Двадцать лет — долгий срок, и можно понять, почему в Румынии помнят его больше, чем кого бы то ни было. Предание гласит, что из Румынии он отправился в Крым — в Херсон, а оттуда в Синоп, Македонию, немного проповедовал в Эпире (северная Греция, южная Албания). Однако, несмотря на письменные свидетельства о проповеди в Эпире, местными преданиями это не подтверждено. Сведения об остальных описанных мной здесь путешествиях подтверждены и текстами, и устными преданиями.

Мученическая кончина святого апостола Андрея

— Из Эпира он пошел в Фессалию, Ламию, а оттуда в Лутракион и Коринф. В Лутракионе паломникам показывают его пещеру, в которой он жил. После Коринфа он год или два проповедовал на Пелопоннесе, где и закончил свою земную жизнь в глубокой старости.

Проводя все эти исследования, я пришел к выводу, что его мученическая кончина никак не могла произойти во времена Нерона. На этот счет есть два разных греческих предания. Согласно первому, Андрей был распят при Нероне, согласно второму — при императоре Домициане или уже в правление Траяна в начале второго века. Истинным мне представляется последнее утверждение. Оно, кстати, совпадает и с румынским преданием и согласуется с другими источниками, повествующими о жизни Андрея.

В переработанной святым Георгием Турским версии «Деяний Андрея» говорится, что незадолго до кончины апостола ему приснился сон: его брат апостол Петр и евангелист Иоанн в раю. Значит, возможно, Петр и Иоанн к тому времени уже отошли ко Господу. Об этом говорит и святой Епифаний и Псевдо-Авдия, епископ Вавилонский (или историк, писавший под его именем?). По Писанию Андрей моложе своего брата Петра, так как Петр всегда упоминается первым. В любом цивилизованном обществе в текстах сначала упоминается старший, потом младший. Но встает вопрос: если Андрей моложе, то почему на иконах он всегда намного старше Петра, фактически, старик? Даже у Леонардо да Винчи в «Тайной вечере» Андрей стар. А ведь Леонардо брал за образец более ранние иконы. В монастыре святой мученицы Екатерины на горе Синай, где хранятся самые древние из дошедших до нас икон, Андрей тоже изображен в пожилом возрасте. Обычно мы изображаем человека таким, каким в последний раз видели его. Значит, все запомнили Андрея стариком. И только Иоанн Богослов на иконах предстает перед нами молодым, потому что Господь благословил его, сказав: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока Я приду». Остальные же апостолы и даже Сам Господь изображаются в том возрасте, в котором их застала смерть.

 Святой Андрей, человек и апостол

 — Расскажите, пожалуйста, о самом Андрее. Что вам удалось узнать о нем?

— Сравнивая курдские, валаамские, эфиопские и персидские предания, видишь одного и того же человека. Это очень важно. Прорисовываются совершенно определенные черты характера. Читая самые разные предания, я могу точно сказать: да, это он, один и тот же Андрей. Я ознакомился с невероятным количеством текстов со всего света и научился чувствовать его. Я теперь даже знаю, с чьих слов записано то или иное свидетельство — людей, знавших его лично или нет. Он был нестандартный человек, странный…

— Странный или уникальный, не похожий на других?

— Да, уникальный, можно и так сказать… Но и странный тоже. У него была привычка ставить везде большие каменные и железные кресты. Ходил с огромным посохом, увенчанным крестом. Был скромен, учеников имел мало. Не проповедовал толпам народа, как Петр или Павел, а собирал обычно небольшую компанию, как делают старцы. Кроме того, он обладал замечательным чувством юмора. Например из некоторых источников до нас дошел рассказ о том, как, впервые увидев в Новгороде славянские бани, он писал друзьям: «Славяне такие странные — терзают себя березовыми вениками». Ему это кажется забавным, он смеется. Невозможно представить его строгим учителем. Легкий человек, очень смиренный, которому была открыта и смешная сторона жизни. Его как жителя Средиземноморья удивляли чужие необычные традиции.