Цитата дня

«Человек в этом мире должен разрешить проблему: быть со Христом, или быть против Него. И каждый человек, желая того или не желая, решает эту проблему. Или он будет христолюбцем, или христоборцем. Третьего не дано» (прп. Иустин (Попович)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Еще, конечно, он был человеком, много повидавшим на своем веку. Путешествовал с северными оленеводами, гуннами, беседовал с греческими философами и русскими торговцами, был знаком с китайскими чиновниками, посещал первобытные племена на севере Пакистана и берберов в пустыне Сахара.

apostol_Andrey_pervozvМожно себе представить, сколько он всего знал и сколь велик был его запас практической мудрости. Не только божественной, но и мирской, человеческой. Будучи смиренным, он находил общий язык со всеми, кто встречался ему на пути. Не завоеватель, не исследователь — он просто жил вместе с ними, был одним из них. Рыбачил, ел, ухаживал за огородом, путешествовал с ними теми способами, какие были им доступны: пешком, на лодке, верхом на лошадях, верблюдах, слонах, в оленьей упряжке. Представьте только, что ему, должно быть, довелось повидать.

Важно то, что он переживал все то же, что и они. Без смирения мы не можем разделить чей-то опыт, можем лишь рассказать, сообщить о нем со стороны. Апостол Андрей, чувствуя себя равным им, приобретал тот же опыт, что они, а они делили с ним его жизнь и опыт.

Из-за своей скромности Андрей не вышел вперед вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, несмотря на то, что он «Первозванный». Никогда и нигде не старался быть первым, разве только когда ему нужно было попросить Господа за других. В Евангелии тому есть три примера. В первый раз, когда некие эллины пришли на праздник и спросили у апостола Филиппа, нельзя ли им видеть Иисуса, Филипп, не зная, что с ними делать, обратился к Андрею. И тот вместе с ним пошел к Господу. Он не боялся встречи лицом к лицу с Богом и знал, что Христос — Бог, он первым понял это и последовал за Ним. Был он и первым миссионером — рассказал о Христе своему брату Петру. Во второй раз мы видим, как он обращается к Иисусу перед тем, как свершилось чудо насыщения народа пятью хлебами и двумя рыбками. Андрей спросил тогда, что делать, чем накормить народ. Обычно он держался в тени, и только если у других людей, у ближних была какая-либо нужда, он просил Господа о помощи. В третий раз, в Евангелии от Марка, он вместе с Петром, Иаковом и Иоанном обращается к Иисусу с вопросом о признаках конца времен.

В преданиях II—III-го веков Андрей предстает столь смиренным, что считает, будто любой встретившийся ему человек — это Сам Христос. У апостолов не было высокомерия, столь характерного для греков и римлян. Даже высокомерие евреев было им не свойственно. Они разговаривали и с греческими философами, и с варварами. Известно, что Андрей не имел ничего против греческой философии. Напротив, он любил беседовать с философами, среди его учеников даже был греческий математик и философ Стратокл, первый епископ Патр. Вероятно, Стратокл в прошлом был пифагорейцем, поскольку именно пифагорейцы соединили математику и философию с особого рода мистицизмом.

Я думаю, что ключ к пониманию устройства души Андрея — это, во-первых, его скромность, а, во-вторых, способность видеть в каждом человеке образ Христов.

— Скажите, а где его проповедь не приняли?

— Коптские предания сообщают, что кроме страны антропофагов, он подвергался гонениям в Курдистане, арабы в своих легендах даже говорят, что он погиб здесь. Если в основе этих легенд лежат реальные события, полагаю, преследователи оставили его, сочтя мертвым. Видимо, его спасло недюжинное физическое здоровье, он поправился и тайно покинул страну. Может быть, он это сделал, чтобы оградить от неприятностей оставшихся там учеников.

Потом он подвергался преследованиям в понтийском Синопе, Салониках, в местечке Халандрица недалеко от Патр. В Салониках римские власти выпустили на арену, где находился Андрей, диких зверей. Меня как грека утешает то, что во время всех этих гонений местные греки защищали его: в Салониках поднялось восстание, и римлянам пришлось увести его с арены.

Преследование Андрея в греко-римском мире легко объяснимы. Христианство для язычников было не просто религией. Нам не понять, что чувствовали они, видя за общим столом мужчин, женщин, рабов, знатных людей, иудеев (даже фарисеев), варваров, ученых, бывших языческих жрецов, больных и калек, не говоря уж о браках между всеми этими столь разными людьми. Это было нарушение абсолютно всех общественных норм, ниспровержение устоев.

— В каком возрасте был умучен апостол Андрей?

— По римскому преданию, которому я больше доверяю, он был старше 85 лет, может, даже, около 95. Это произошло между 95 и 105 годами от Р.Х. Если согласовывать дату его кончины с тем сном, в котором он увидел апостола Иоанна в раю, получается 102—103 годы, то есть при императоре Траяне, а не Домициане, как чаще всего считают. В Румынии, например, до сих пор поют народные песни о встрече императора Траяна с Андреем.

Святой апостол Андрей уникален, не похож вообще ни на кого. Он позволил распять себя в глубокой старости. При этом он мог бы запросто избежать смерти, стоило ему только сказать Максимилле, жене римского проконсула, о необходимости вернуться к мужу. Но он не мог пойти против истины, и потому Эгеат — проконсул — вынес ему смерный приговор. После того, как его распяли, ко дворцу Эгеата стала стекаться огромная толпа христиан, и тому пришлось отменить казнь. Однако сам Андрей не позволил солдатам приблизиться, чтобы снять его с креста. Андрей был учеником Иоанна Крестителя и не шел в этой жизни на компромисс. Почувствуй он, что Эгеат и впрямь сожалеет о содеянном, непременно сошел бы с креста, а оказывать услугу человеку, который извлек бы из нее для себя политическую выгоду, апостол не желал. Нет, не жаждал он умереть на кресте, а просто проявил христианскую любовь к Эгеату, старался побудить его сделать дело любви. Такова была суть противостояния, характерного для тех времен. Так Андрей сражался против диавола. Не из любви к мученичеству, а из любви к своему Христу он пошел на смерть, и это самое главное.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi