Цитата дня

Сидел бес в образе человека и болтал ногами. Видев­ший это духовными очами спросил его: «Что же ты ничего не делаешь?» — Бес отвечал: «Да мне ничего не остается делать, как только ногами болтать — люди все делают лучше меня» (преп. Амвросий)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

— Что случилось с его мощами? Правда, что их потом перевезли в Константинополь?

ap_andrey_s— Да, в течение нескольких столетий они пребывали в Патрах, а потом, в 357 году их вместе с мощами апостола Луки перенес в Константинополь Артемий, византийский главнокомандующий. Случилось это тогда же, когда, согласно преданию, святой Регул доставил частицу мощей Андрея в Шотландию. После разграбления Константинополя крестоносцы привезли мощи Андрея в Амалфи (Италия). Но честная глава апостола оставалась в Патрах до XV-го века. В XV-м же веке последние перед вторжением турок правители Патр отдали ее папе римскому. В 1964 году католическая Церковь возвратила ее православным, и она хранилась в новом православном соборе в честь Святого Апостола Андрея в Патрах. Помимо главы, сохранилось еще несколько небольших частиц его мощей. Они находятся в Амалфи. В 1969 году папа римский подарил некоторые частицы католическому собору Святого Марка в Эдинбурге. К тому же, иноки монастыря Святого Апостола Андрея на острове Кефалиния недалеко от берегов Пелопоннеса хранят стопу апостола, а в скиту Святого Апостола Андрея есть маленькая частица его главы. Крест апостола Андрея во времена крестовых походов увез из Греции герцог Бургундский. В 1968 году крест вернулся в православный собор в Патрах.

— Известно, что римляне и греки на протяжении веков всегда были тесно связаны между собой. Нет ли в наши дни на юге Италии потомков греков-византийцев? Могли ли их предки лично встречаться с Андреем?

— Да, в южной Италии до сих пор живет немало греков. Может быть, Андрей бывал в Калабрии — на юге Италии. Там есть очень древнее селение, которое называется Сан-Андреа Апостоло д’ Ионио (Святой Андрей апостол Ионии). Там же довольно много храмов в честь Андрея.

Святой Григорий Турский дважды упоминает о том, что ученик Андрея, первый епископ Патр Стратокл был из Италии. Существует древнее предание о воскрешении Андреем людей, погибших при кораблекрушении. Люди эти плыли из Италии в Патры, чтобы увидеть его. Поэтому достаточно велика вероятность того, что если не сам Андрей, то хотя бы Стратокл имел связи с Калабрией.

— Вы ведь какое-то время сами жили в тех местах?

— Да, это часть моей личной истории. В южной Италии живет мой близкий друг Антонио Мауро. Он много лет был атеистом, леворадикалом, борцом за права человека. Некоторое время мы с ним прожили вместе в Бова Марине. Славные ap_andrey_1_mбыли деньки! Он — атеист, я — православный. Но мы часто ездили вместе и даже освещали события войны в Сербии, он — в качестве иностранного наблюдателя, а я как журналист. Несколько лет назад, когда мы вместе ехали в Афины, он вдруг предложил: а давай лучше отправимся в Салоники. В Салониках он сказал: как думаешь, Джорджио, может мне креститься? — поедем-ка на Афон. Сказано — сделано. На Афоне тогда произошло много всего странного и необычного. В монастыре Ватопед оказался насельник, отец Димитрий, занимавшийся катехизацией итальянцев на их родном языке. В Ватопеде много маленьких чудес случилось, и одно большое. После крещения Антонио пошел в свою комнатку, прилег отдохнуть. А тем временем я, как его крестный, отправился покупать ему подарок. Хотел подарить икону святого Антония Великого, но продавец сказал: святого Антония у нас сейчас нет, есть апостол Андрей. Ну я и купил иконку святого Андрея, а когда вернулся — смотрю, Антонио как-то странно выглядит. Я спрашиваю: что случилось? Он говорит: ничего. Я тогда преподнес ему икону, а он, увидев ее, вдруг заплакал. И вот что рассказал мне. Оказывается только что, прямо здесь перед собой вот на этой стене он видел человека, настоящего, живого, и тот сказал ему: Антонио, ты должен бороться. Антонио ему ответил: отче, я всю жизнь борюсь. Тогда человек этот говорит: будь сильным и борись. Дело в том, что Антонио не знал, что с ним будет после крещения, все ли будет в порядке. На душе у него было очень хорошо, но у него оставались сомнения. Увидев силуэт на стене, он подумал, что это игра воображения, но потом, взглянув на икону — в точности тот же образ, что он только что видел перед собой — он понял, что случилось нечто невероятное.

Прошло время. Я приобрел небольшой участок земли в местечке Бова Марина. И однажды, когда Антонио работал там, обрабатывал землю, ему снова явился апостол Андрей. В руке у него был огромный посох. Антонио не знал, что Андрей ходил с посохом. Видел он его всего одно мгновение, но был потрясен тем, что явившийся ему святой — именно тот, что предстал перед ним тогда, сразу после крещения.

Прошло еще немного времени, и в руки мне попала книга об истории Бова Марины. Мы пришли в изумление, прочтя, что несколько столетий тому назад католики унесли частицы мощей Андрея из православного храма в Бова Марине и бросили в поле. Они сделали так, потому что Андрей — покровитель Константинополя, а им хотелось порвать все связи с Константинополем и этой грекоязычной областью южной Италии, чтобы весь народ принял католичество. Никто не знает, куда они бросили мощи, это может быть в любом месте в окрестностях Бова Марины.

— В том числе и на вашем собственном участке земли.

— Может, и так. Одному Богу это известно.

— Чувствуете ли вы, что святой Андрей вам близок?

— Иногда я это очень остро чувствую. Бывает, у меня появляется настойчивая мысль, что нужно поискать информацию, какое-то конкретное свидетельство, и я знаю, что эта мысль просто так сама по себе мне в голову придти не могла бы. И почти всегда сведения, которые я ищу, — новые фрагменты жития апостола Андрея — находятся. Когда я собирал материал для книги, одна моя родственница рассказала, что ей приснился сон: знакомый инок из Нововалаамского монастыря в Финляндии вместе с настоятелем этого монастыря. Она удивилась, увидев, как выглядит настоятель, потому что в том сне он был совсем не похож на игумена Сергия. Приснившийся ей человек был крупный, высокий, с большим носом. Я никогда не рассказывал ей о внешности апостола Андрея, но оказалось, что приснившийся ей настоятель — точь-в-точь такой, каким описывают Андрея древние предания. Но самое главное, что во сне он был настоятелем финского Валаама, а увидела она его в древнем Севастополе и знала (как обычно знаешь что-то во сне!), что, кроме того, он является митрополитом Фракии. Она тогда и понятия не имела, что Андрей был просветителем Фракии, что он посещал древний Севастополь и, можно сказать, и правда был настоятелем финского Валаама, поскольку именно он принес туда христианство. Все это, конечно, могло быть простым совпадением, но, думается мне, сон этот все-таки заслуживает внимания. Услышав о нем, я позвонил в финский Нововалаамский монастырь, чтобы все рассказать приснившемуся моей родственнице иноку, но в монастыре ответили, что его нет, он недавно уехал на Афон, в скит святого апостола Андрея!

— Да, в этом и правда что-то есть. А как в древних источниках описывается внешность святого Андрея?

— Во всех преданиях и в книге Макса Боннета, составившего комментарии на книгу святого Григория Турского «Деяния Андрея» (M. Bonnet, Monumenta Germanica Historica, Greg. Turon. II, pgs. 821-847) он описывается так: человек очень высокого роста, немного сутулый, с кустистыми, сросшимися у переносицы бровями, большим носом, курчавыми волосами и черной с проседью бородой, разделяющейся на конце на две части. Моя родственница во сне видела его с голубыми глазами и короткой шеей, человеком, обладающим огромной физической силой. Понятно, что сила ему была просто необходима, ведь он путешествовал по всему свету, жил в самых суровых условиях — от минус сорока градусов на финском Валааме до плюс пятидесяти на Кавказе, в ближневосточных пустынях и в Центральной Азии. Можно себе представить, что это был за человек. На кресте он оставался, не умирая, больше трех дней, хотя был тогда уже очень стар.

— Изменилось ли ваше отношение или чувство к святому Андрею с тех пор, как вы начали писать книгу о его путешествиях, изменила ли эта книга Вас?

— Я все такой же грешник. Мне уже не стать другим. Я просто счастлив, что пишу эту книгу, но и беспокоюсь, даже стесняюсь, что именно я это делаю. Просто я хочу ее писать, и в то же время как бы бегу от этого, боюсь такой огромной ответственности. Понимаете, я обязан ее написать, а когда закончу, сразу отложу подальше, уж очень эта задача для меня велика.

Житие святого апостола Андрея потрясло меня. Смиренный, совершенно незначимый вроде бы человек, он был первым на этой Земле, кого Господь призвал. Что прозрел в нем Христос Своим Божественным взором? Верно душа у Андрея была особой, исключительной, раз Сам Господь пришел к нему. Среди жен Он избрал Марию, среди мужей — Андрея.

Георгий Александру
Перевела с английского Инна Белова специально для Православие.Ru
Журнал «Road to Emmaus», № 4, 2004.

Читать:

Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного

Человек, который готов занять второстепенное место.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi