Цитата дня

«Увлекает нас за собой поток временных вещей, но при этом потоке как бы выросло дерево – Господь наш Иисус Христос. Он принял плоть, умер, воскрес, взошёл на небеса. Он как бы согласился быть при потоке временного. Увлекает тебя стремглав этот поток? Держись за дерево. Закружила тебя любовь к миру? Держись за Христа. Ради тебя Он стал временным, чтобы ты стал вечным, ибо Он так стал временным, что при этом остался вечным… Сколь велика разница между двумя людьми в темнице, если один из них обвиняемый, а другой – посетитель! Иногда человек приходит к своему другу навестить его, и тогда, кажется, оба в темнице, но между ними большая разница. Одного держит здесь вина, другого приводит сюда человеколюбие. Так и в нашей смертности: нас держит здесь вина, а Христос пришёл по милосердию; Он вошёл к узнику освободителем, а не обвинителем» (блж. Августин)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

«Умудряйся, чтобы все было ради Бога»

Наталья Горенок

Дорогие читатели! Мы открываем новую рубрику — «Подвижники ХХ столетия». Мы хотим рассказать вам о людях, которые жили рядом с нами совсем недавно и которые на деле исполнили в своей жизни заповеди Христовы. Сегодня нам остро необходимы их наставления и опыт.

С апостольских времен христианское отношение к жизни передается от человека к человеку. Для христианина очень важно встретить такого руководителя в духовной жизни, кто сможет наставить не только словом, но и делом — показать добрый пример. К сожалению, несколько волн жестоких гонений ХХ века привели к тому, что таких наставников стало очень мало, и сейчас часто говорят об утрате традиции, отсутствии преемственности в Русской Православной Церкви. Сегодня, как и во все времена, ко Христу приходит множество людей. В большинстве случаев, это взрослые люди, которые выстрадали свою веру, но им бывает трудно научиться тому, что такое христианство на практике и как вести себя по-христиански во всех проявлениях обычной жизни. Сегодняшним христианам свойственно уклонение в крайности: от равнодушия к духовным вопросам, теплохладности — до болезненной рефлексии и неумеренной борьбы с часто вымышленными проблемами и «врагами».

Как же можно научиться христианству, стать человеком церковной традиции, идущим по среднему, «царскому» пути, как советовали святые отцы? Безусловно, читать Священное Писание и святоотеческую литературу, ходить в храм, участвовать в таинствах, постараться научиться понимать богослужение. Но будем помнить, что традиция — это живая связь членов Церкви. И подвижники ХХ века — близкие к нам по времени и понимающие все проблемы и запросы современного человека — тоже готовы прийти к нам на помощь. Для нас очень важно знать их имена, обращаться к их духовному наследию — и молиться о них. В этом духовном и молитвенном общении созидается наш собственный внутренний хрис­тианский стержень — и внутреннее единство Церкви Христовой.

Наш первый рассказ — о схиигумене Иоанне (Алексееве).

Валаамский старец

18 марта 1940 года раздались двадцать четыре редких удара в тысячепудовый Андреевский колокол: это был горький знак, что тысячелетняя Валаамская обитель прекращает свое существование. Этому событию предшествовали трагические события периода советско-финской войны, жесточайшие бомбардировки, когда только чудом — заступничеством Божиим! — Валаам не был стерт с лица земли. Братия, святыни, богатейшая библиотека монастыря были эвакуированы в Финляндию. В местечке Папинниеми началась жизнь монастыря, который впоследствии получил название Новый Валаам. И так же, как старый Валаам в 1920–1930‑е го­ды, на долгие годы он стал «островком ушедшей России». Множество русских эмигрантов искали здесь не только утешения, но и укрепления веры, духовного руководства. Многие стремились встретиться с духовником монастыря — старцем схиигуменом Иоанном, или хотя бы написать ему. Несмотря на свою известность, как бы сказали сегодня — востребованность, он оставался простым, скромным, тихим монахом, часто повторял: «Человек я от природы застенчивый, недалекого ума»…

Родился будущий старец в 1873 году в семье крестьян Тверской губернии, окончил церковноприходскую школу, с юных лет трудился, помогая родителям. Научившись читать, полюбил жития святых. В тринадцатилетнем возрасте с другом ходил в Нилову пустынь, за 150 верст, пешком: «Насушили мешочек сухарей, пристроили на плечи — и марш в дорогу». Узнав и полюбив монашескую жизнь, юношей шестнадцати лет пришел на Валаам, с того времени отлучался из обители только на военную службу — и горячо благодарил Бога за то, что Он судил ему всю жизнь прожить в монастыре.

Будущий старец выполнял разные послушания на Валааме и в скитах. Десять лет (1921–1931 гг.) нес тяжелый крест настоятельства в обители преподобного Трифона Печенгского на берегу Северного Ледовитого океана. Этот монастырь, так же, как и Валаам, в то время находился на территории Финляндии и некоторое время мог сохранять свой традиционный уклад. С 1933 года схиигумен Иоанн становится духовником братии на Валааме, принимая и прибывающих паломников. Такое же послушание он нес и в Ново‑Валаамской обители. Кроме того, работал как все — летом в поле, зимой рубил дрова. В свободное от монастырских послушаний время, почти до самой своей кончины в 1958 году, отвечал на письма многочисленных духовных чад. Благодаря этой переписке мы и сегодня можем побеседовать с этим удивительным подвижником — простым и глубоким, строгим к себе и любвеобильным к людям.

Азбука духовной жизни для мирян

«Боголюбивейшая», «Честнейшая о Христе…» — так чаще всего обращался отец Иоанн к своим адресатам. Большинство сохранившихся и опубликованных писем адресованы Елене Армфельд, молодой эмигрантке, основательнице отделения Русского христианского движения в Хельсинки. Среди духовных чад старца были миряне, священники, монашествующие.

Судя по письмам, люди задавали ему множество вопросов о том, как жить, как поступить в той или иной ситуации: их волновало окружение чужих по духу людей, тяжелая болезнь, беспокойство о посмертной участи усопших родных и многое, многое другое… Однако, утешая или советуя что-то, старец всегда говорил о едином на потребу — о том, в чем должна заключаться духовная жизнь христианина: о внимании к себе, внутреннем делании, стоянии пред Господом, трезвении. Многие говорят сегодня, что книги святых отцов очень трудны для восприятия. Письма отца Иоанна полностью согласны со свято-отеческими наставлениями — и в то же время просты и доступны абсолютно всем.

Характерная черта этих писем — спокойная трезвость. Старец не налагал на мирян больших молитвенных правил и строгих постов. Он старался их убедить, прежде всего, в необходимости внимательной внутренней жизни:

«Если будешь копаться в своем сердце, тогда увидишь там змия стоглавого, однако не пугайся и не робей, с Божией помощью будешь отрубать им головы; от внимательной к себе жизни увидишь себя очень худой и немощной, других не будешь осуждать и увидишь всех хорошими, и на чужие немощи даже не обратишь никакого внимания, и в сердце почувствуешь тишину и мир»;

«По закону духовного ведения, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, тем более видит свои грехи, как песок морской, — и это знак здоровья души. При этих чувствах отчаянию нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на земле»;

«Когда мы подвержены страстям — говорю о самомнении, тщеславии, гневе, лукавстве и бесовской гордости, — то под влиянием их думается нам, что все люди виноваты и нехороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любви и справедливости, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми. Однако не унывай; во время неприятностей углубись в Священное Писание и святых отцов и в молитву, тогда опытом почувствуешь мир и тишину в душе своей. Своим рассудком, как ни рассуждай, без Божией помощи не можем умиротвориться сами и других умиротворить».

Второе, что особенно важно в духовной жизни, — наше отношение к ближнему: «От ближнего зависят жизнь и смерть». Отец Иоанн убеждал никого не осуждать и по возможности хранить мир со всеми людьми: «Не осуждай никого ни в чем. Всего, чего не любишь сама, не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили, — и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин, и старайся так жить, а в чем совесть обличит — кайся Господу».

Многие миряне обращались к старцу с вопросом: как научиться молиться? Людям, живущим внимательно, отец Иоанн советовал читать Иисусову молитву, то есть иметь постоянную память о Боге:

«Ты теперь к своей работе привыкла, думать о ней не надо; набивай свою память молитвой и богомыслием. В добрый час, начинай — без молитвы жизнь будет многовоздыхательна»;

«Ты ревнуешь о молитве. Бог благословит — трудись, ибо молитва в духовной жизни главное делание; однако знай, насколько она высока и полезна, настолько и дается дорогой ценой, т. е. большими трудами. А чтобы она шла успешнее, постарайся, насколько сможешь, исполнять три условия: иметь чистую совесть к Богу, людям и к вещам. К Богу старайся исполнять Евангельские заповеди, к людям, чтобы не осуждать и не враждовать, к вещам — пользоваться не пристрастно».

Советы старца, которые он давал людям, вопрошающим, как поступить в той или иной ситуации, а также его предупреждения об ошибках, наверняка пригодятся многим из нас:

«Знай: куда бы ты ни поехала, свой внутренний хаос с собой повезешь, и там встретишь людей, а не ангелов, а Царствие Божие ведь не вне, а внутри нас. Если позаботимся о едином на потребу, тогда остальное все приложится, ибо это сказано Самим Господом»;

«Еще знай: сделаешь что-то со тщеславием — жди бесславия; так и бывает»;

«Во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило следовать советам богомудрых святых отцов. Если предстоят тебе два зла, то выбирай меньшее, а если предстоят две добродетели — выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил».

Жизнеописание и письма отца Иоанна издавались множество раз, их можно найти в церковных лавках и книжных магазинах под разными названиями: «Письма Валаамского старца», «Загляни в свое сердце» и т. д. Очень хорошо иметь такую книгу в своей домашней библиотечке, чтобы иметь возможность время от времени сверяться с этим простым, но очень точным камертоном.

Источник: Газета «Православная вера» № 18 (590)