Цитата дня

«Истинно кающийся подвергается поруганию от неразумных. Но это есть для него признак угодности Богу его покаяния» (Марк Подвижник)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Нарния через дорогу

Владислав Дятлов
Замок "странных людей" и параллельные миры
Часть 1-я

С Центральным ботаническим садом связано одно из моих ярких впечатлений детства. Конец 1970-х. Мама-журналист идёт собирать материал для публикации в газете. И берёт меня — ещё дошкольника — с собой. Первая «необычность» уже на входе: два кассовых киоска в виде гигантских (так тогда казалось) «грибов» — сужающиеся к земле «кабинки» с «долгополыми» тёмными кровлями-козырьками. В настоящее время «грибы» остались, только кассиры пересели в более просторные МАФы, а на месте прежних кабинок остались по четыре каркасных бетонных столба, окрашенных в белый цвет.

За кассами начинались места, не похожие на остальной город. Да, в «остальном городе» были и парки, и просто множество зелени вдоль улиц и во дворах. Но страна «Ботанического сада» отличалась.

...Долго-долго идёшь по большой дороге, вдоль которой сменяют друг друга «леса» и «поля», холмы и овраги. В конце более-менее прямого пути дорога делает изгиб, и взору вдруг открывается старинный зáмок. Или городок. Как в сказке...

Зáмок стоял «островком» среди мира природы: с трёх сторон его окружали зелёные склоны, с четвёртой подступали воды Днепра. Там работали люди, к которым и шла мама. Я спрашивал их про зáмок, они приветливо отвечали. Из их рассказа я понял немного: прежде всего, что здесь не зáмок и не городок; дворик с постройками назывался как-то иначе, а как — я сходу не запомнил. Построили его давным давно какие-то «странные люди» (как они назывались, мне тоже не врезалось в память). Но один из «странных людей» всё время выходил на башню возле ворот и ударял во что-то звонкое...

Прошли годы. Я узнал, что «странные люди» действительно странные — если смотреть на них с точки зрения атеизма. Это монахи, а их дворик с постройками называется «монастырь». Башня у входа была «колокольней», а поднимавшийся на неё человек — «звонарём». А рассказчики, у которых мы с мамой побывали тогда в гостях, были сотрудниками Института археологии, обитавшего в Выдубицком монастыре с 1975 по 1997 год.

А ещё я понял, что Ботанический сад — это собранные воедино множества «параллельных миров». Здесь слились мир растений и певчих птиц, высот с их панорамами и низин с присущей им тишиной, мир истории, мир архитектуры, мир подземелий, мир Веры и Вечности. Кроме лесов и лужаек, беседок и цветников, фонтанов и оранжерей, вершин и оврагов, аллей и дебрей, здесь можно увидеть пещеры и крепостные валы, могилы и храмы, древние надписи на стенах и колокола (пять комплектов, включая четыре «работающих»). Здесь сохранилось ласточкино гнездо XI века и идут старейшие в Киеве башенные часы, исправные со дня их запуска в 1858 году.

Задолго до появления современной «ботаники» красоту этих мест отмечали писатели XII, XVII и XIX веков. Десятый год живу рядом — через дорогу — и с каждым визитом в страну «параллельных миров» ощущаю, что для меня она сродни Нарнии: с эпохами и легендами, героями и чудесами. А совсем недавно я обнаружил в ней и тот самый Угол с настоящим Фонарным Столбом...

Между Выдубичами и Зверинцом

Ботанический сад протянулся почти на два километра с севера на юг и почти на километр с запада на восток. Он занимает плато, южные и восточные склоны возвышенности, поднимающейся в километре к югу от Киево-Печерской Лавры и окаймлённой долинами. Восточная половина возвышенности принадлежит к местности «Выдубичи», западная — к местности «Зверинéц».

Пытаясь объяснить происхождение топонима «Зверинéц», киевский археолог Александр Эртель упоминает «предание... что тут происходили великокняжеские охоты, и что это место было очень богато зверем». Возможно, предание возникло не на пустом месте. Под 1070 годом в Лаврентьевском списке (составлен в 1377 году монахом Лаврентием по благословению Суздальского епископа Дионисия) летописной «Повести временных лет» (начало XII века) читаются строки: «Заложена бысть церкы святаго Михаила в монастыре Всеволожи». Ипатьевский список (составленный в начале XV века и долгое время находившийся на хранении в Ипатьевском монастыре г. Костромы) дополняет эту фразу словами: «на Выдобычи».

Всеволод — один из трёх старших сыновей Ярослава Мудрого. В 1070 году он княжил в Переяславе (нынешнем Переяславе-Хмельницком). Под 1096 годом «Повесть временных лет» сообщает о разорении киевской округи половцами, которые «зажгоша двор Красныи, егоже поставил благоверныи князь Всеволод на холму, нарицаемем Выдобычи» (в другом чтении: «на холму, иже есть над Выдобыч»).

Сопоставление двух летописных отрывков даёт понять, что Всеволод воздвиг на Выдубичах не только каменный монастырский храм святого Архангела Михаила (точнее, Чуда Архангела Михаила в Хонах), но и свой загородный двор, прозванный «Красным», то есть «Красивым». В окрестностях этого двора и происходили княжеские охоты. Допускают, что при дворе мог располагаться и настоящий «звери`нец», где держали обученных для охоты животных и «диковинных» зверей.

Рождение топонима «Выдубичи» объясняют двояко. По преданию, когда в 988 году равноапостольный князь Владимир крестил киевлян и велел сбросить в Днепр языческого идола Перуна, некоторые из русичей бежали по берегу за уносимым водой «кумиром» и восклицали: «Выдыбай!» («Выплывай!»). Там, где теперь стоит Выдубицкий монастырь, идола прибило к берегу, после чего христиане привязали к изваянию камень и утопили. В память о «выдыбании» Перуна здешняя местность обрела название Выдубичи, а в память о потоплении идола украсилась при святом князе Владимире храмом в честь Чуда Архангела Михаила.

Вышеуказанное предание, со ссылкой на старожилов Киева, впервые изложено в рукописной «Хронике» настоятеля Киевского Архангело-Михайловского Златоверхого монастыря игумена Феодосия Сафоновича (второй половины XVII века) и повторено в печатном киевском «Синопсисе» (третье издание, 1680 год).

По содержанию данное предание отличается от рассказа «Повести временных лет»: умалчивая о «выдыбании» идола на Выдубичах, она отмечает, что Владимир послал вслед за идолом воинов с приказом отталкивать Перуна, если того прибьёт к берегу, и что «кумира» вынесло на песок за порогами Днепра — южной границей Руси описываемой эпохи.

Невзирая на разночтение, в «Синопсисе» приведены друг за другом обе версии — сначала летописная, затем игумена Феодосия, перед которой сделана оговорка: «Носит же ся и сия повесть от старых людей».

Вторая, научная версия о «Выдубичах» появилась на рубеже XIX–XX веков: топоним произошёл от древней переправы через Днепр (летописи упоминают о ней в связи с событиями 1097 и 1245 годов), где «выдыбали», то есть причаливали, ладьи и плоты.

Почти Римские катакомбы

Сообщение летописи о постройке Всеволодом каменной Чудо-Михайловской церкви «в монастыре» разделило историков на две группы: одни датируют основание монастыря 1070 годом, другие — более ранним временем. В первом случае монастырь изначально был княжеским, патрональным. Во втором — князь, строя двор на Выдубичах, взял под опеку местную монашескую общину. Некоторые придерживаются мнения, что эта община была пещерной, и именно ей обязаны своим рождением Зверинéцкие пещеры.

По примеру многих монахов Египта и Палестины, Малой Азии и Балкан киевские монахи XI–XII веков создали несколько пещерных монастырей: Печерский, Зверинéцкий и Гнилецкий. В отличие от Восточного Средиземноморья, климат и геология Среднего Поднепровья не позволили киевским «печерянам» создавать большие подземные обители.

Так, когда в Печерском монастыре насчитывалось 15 иноков, пришлось строить первую наземную церковь, а когда стало более 20-ти, большинство братии переселилось на поверхность. После этого подземелья служили лишь местом подвига отдельных «пещерников», в том числе затворников, а также монастырской усыпальницей, где в стенах коридоров выдалбливали локулы для одиночных погребений и крипты для нескольких соседствующих.

О Зверинéцком монастыре сообщают только подземные надписи о его игуменах, впервые обнаруженные вместе с одноимёнными пещерами на рубеже XIX–XX веков. В древних монашеских погребальных пещерах под северо-западной оконечностью Ботсада были найдены граффити: «[Помяни, Господи,] игумени Звериньсьци Левонътья, Марькьяна, Михаіла, Ионы, Мины, Клименьтья, Мануила», «Климяньньтьт... игум... Звер...».

Найденные в Зверинецких пещерах предметы датируются древнерусским временем и XVII–XVIII веками. В начале ХХ века трудами князя Владимира Жевахова — потомка гетмана Даниила Апостола — Зверинéцкие пещеры были расчищены и укреплены, а на поверхности при них построен скит, временно подчинённый Киево-Печерской Лавре.

При взрыве в 1918 году артиллерийских складов на Зверинцé наземная скитская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы сильно пострадала и после ремонта была переосвящена в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Тогда же специально для храма, отстроенного после катастрофы, известный мастер Иван Ижакевич написал образ «Всех скорбящих Радость». В настоящее время икона, некогда утраченная, возвращена и находится в монастыре.

В 1924 году князь Жевахов принял в скиту монашество с именем Иоасаф — в честь канонизированного в 1911 году святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского, внука Даниила Апостола. Впоследствии князь-инок стал епископом и священномучеником: в 1937 году его расстреляли как «врага народа», в 2002-м он был прославлен в лике святых.

С 1997 года в Зверинéцких пещерах возобновлены богослужения, а на стыке «нулевых» и «десятых» годов XXI века при них сооружён новый монастырь. Исполненный в стиле мастерского подражания зодчеству Византии и Древней Руси, ансамбль монастырских построек включает собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» с нижним храмом во имя святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа (Жевахова); малый храм в честь Зверинéцких святых, канонизированных в 2009 году (кроме семи игуменов, пещерные надписи упоминают ещё об отцах Андронике Пещернике и Феодоре Калике), и братский корпус.

В самих же пещерах, повторно исследованных и укреплённых в конце ХХ века (работы выполнены отделом «Киев подземный» Музея истории Киева), сохранились не только локулы и крипты, но и миниатюрная песчано-глинистая церковь с нишами престола и жертвенника (над которым, собственно, и уцелел поминальный список игуменов), крестом-граффити на своде и седалищами для священнослужителей. Кстати, изображение креста-граффити, известное под названием «Зверинецкий крест», в наше время получило весьма широкое распространение...

Часть II-ая

Готовы к продолжению сказки? О том, как однажды в детстве будущий учёный-историк впервые попал в загадочную страну Центрального ботанического сада, а теперь, спустя много лет, рассказывает в фактах и цифрах об этом месте — о лесах, садах и тропах, где ступала нога древних князей, реальных святых и даже Пресвятой Богородицы...


Сад сирени: равнение на храм

Основанный в 1930-х и открытый в 1964 году Ботанический сад по сути спас Зверинецко-Выдубицко-Ионинское «трёхмонастырье» от городской застройки. В 50-е годы ХХ века здесь был создан знаменитый сирингарий — сад сирени, визуальная «ось» которого чётко ориентирована именно на Выдубицкий монастырь. Образованный таким путём природно-архитектурный ландшафт стал одной из лучших визитных карточек Киева...

...Чудо-Михайловский храм Выдубицкого монастыря был освящён в 1088 году. Строилась церковь в два этапа: сначала возвели «корабль» здания с шестью внутренними опорами (пока Всеволод княжил в Переяславе), затем добавили западный притвор (когда Всеволод стал Киевским князем). О такой последовательности работ говорит шлифовка «несостоявшейся» западной стены, шов между нею и притвором (на котором строители оставили нетронутым гнездо ласточки), а также отдельные фундаменты у двух частей храма.

Под 1198–1200 годами Ипатьевская летопись сообщает о возведении в монастыре каменной подпорной стены зодчим Петром Милонегом — придворным мастером Киевского князя Рюрика Ростиславича. Летописец отмечает: подобное сооружение возводилось на Руси впервые, и окончание работ князь отметил великим пиром и милостыней (а игумен Моисей — похвальным словом князю, откуда в частности мы узнаём, что стена Милонега впечатляла современников не только своим архитектурным решением, но и открывавшимися с её гребня видами на Днепр).

Между 1593 и 1596 годами восточная половина храма всё же обрушилась. В 1610–1612 годах настоятель Антоний Грекович пристроил на месте разлома деревянный алтарь, а после пожара 1760 года здесь в 1766–1792 годах был произведён ремонт, в ходе которого деревянную стену заменили каменной, разделив интерьер на два этажа-придела: нижний Чудо-Михайловский и верхний Благовещенский. Основой для устройства второго этажа послужили княжеские полати, на уровень которых ведёт уцелевшая древняя винтовая лестница.

На рубеже 60–70-х годов ХХ века храм отреставрировали, на фасадах с кладки времён Всеволода удалили штукатурку, а в интерьере Чудо-Михайловского придела на южной стене притвора раскрыли фрагменты фресок.

В числе других примечательных вех истории монастыря можно вспомнить работу здесь игумена Сильвестра над «Повестью временных лет» (1116), остановку князя Даниила Галицкого во время поездки в Золотую Орду (1245), погребение на территории обители многих выдающихся деятелей науки и культуры, включая педагога Константина Ушинского (1824–1870) и супругов-меценатов Богдана (1849–1917) и Варвару Ханенко (1848–1922).

На рубеже XVII–XVIII веков в монастыре появился ряд каменных сооружений в стиле украинского барокко: Свято-Георгиевский собор, Преображенский храм с трапезной палатой (оба построены на средства полковника Михаила Миклашевского, запечатлевшего свой герб над входом в трапезную и впоследствии похороненного под собором), колокольня с церковью пророка Даниила во втором ярусе (четвертый ярус башни надстроен в начале XIX века).
Благословенные горы

В 1971 году археолог Иван Мовчан определил место расположения Красного двора (разграбленного после смерти в Киеве в 1157 году Юрия Долгорукого). Это мыс Чайка к северо-востоку от монастыря. Название мыса происходит от фамилии выдающегося хирурга Андроника Чайки (1881–1968), чья дача находилась в этом районе до 1936 года.

В 2010 году на мысу установили бревенчатую башню — наподобие одной из тех, что окружали Красный двор в XI–XII веках. С башни открывается панорама Днепра с четырьмя мостами — «потомками» былой переправы.

Укрепления Красного двора были не единственными в истории Выдубичей и Зверинца: за два года до вторжения Наполеона над забытыми к тому времени пещерами разместили земляное бастионное Зверинецкое укрепление — островок архипелага большой Киево-Печерской крепости, охватывавшей Лавру и её окрестности в XVIII–XIX веках и пережившей не одну модернизацию. Остатки валов укрепления до сих пор видны вблизи нового Зверинецкого монастыря.

В 1656 году сирийский архидиакон Павел Алеппский писал об окрестностях Выдубицкой обители: «Это благословенные горы, похожие, как нам говорили, на возвышенности Святой Горы своею приятностью и уединенностью. Они сами по себе производят пищу для отшельников и подвижников, которых здесь, по рассказам, очень много».

В 1841 году первый ректор Киевского университета Михайло Максимóвич, стоя на отроге плато к юго-западу от монастыря, отметил: «Какой-то особенный простор душе даёт это место, когда, отдыхая на нём, заглядишься на гряду возвышений, идущих на полдень, и на широкое под ними раздолье, по которому течёт многоразливный Днепр, далеко уносящий за собой ваши мысли. Особенно хорошо здесь весной, когда днепровские волны разольются как синее море и полуденный ветер от них навевает такую животворную свежесть, что и давно отжитая старина как будто молодеет в вашей памяти».

Вновь расцветший монастырь

На стыке 50–60-х годов XIX века на этом самом отроге был основан ещё один монастырь — Свято-Троицкий Ионинский. Его основатель, преподобный Иона Киевский (в миру Иван Мирошниченко), родился в начале XIX века в Кременчуге. В 1843 году он принял монашество в Брянской Белобережской пустыни. Особые видения, которых удостоился будущий святой, побудили его отправиться в Киев. Обитая поочерёдно в разных киевских монастырях, в 1858 году отец Иона был рукоположен в сан иеромонаха и впоследствии стал известным духовником.

Духовные чада, в первую очередь, супруга Киевского генерал-губернатора Екатерина Васильчикова, помогли ему учредить на стыке Зверинца и Выдубичей новый монастырь, призванный возродить традиции строгой подвижнической жизни. С 1860 года преподобный Иона руководил организацией Свято-Троицкой обители. В марте 1861 и 1862 годов Пречистая Богородица дважды являлась подвижнику на склоне между двумя обителями — в подтверждение верности места, выбранного для монастыря. К моменту кончины преподобного в 1902 году Ионинский славился далеко за пределами Киева, а по числу иноков уступал в городе только Лавре.

Многие монастырские корпуса пострадали при взрыве 1918 года, иные были снесены в советское время. Но уцелело самое ценное: каменный храм в честь Святой Троицы. Его изначальная часть — 1871–1872 годов постройки — была в плане крестообразной. Сделанные в 1897 году пристройки во входящих углах и новый притвор придали плану квадратные очертания. Своеобразие современному облику храма придают сочетание стиля украинского барокко у главного купола и «кирпичного» стиля фасадов, отсутствие полукруглых алтарных апсид, плоские потолки между внутренними опорными арками. Возрождённый на стыке ХХ—XXI веков интерьер гармонично объединяет настенную живопись XIX века и современное письмо в стиле древней Византии в иконах иконостаса и киотов.

Из пяти внутренних продольных нефов два крайних занимают придельные церкви: правая — в честь иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица», левая — Всех святых. В узком нефе между центральным и «Троеручицким» приделами расположена подземная усыпальница преподобного Ионы, а между центральным и Всехсвятским бережно хранятся вещи, найденные при мощах подвижника во время обретения их в 1990-х годах: кипарисовый гроб и погребальные облачения. Сами же мощи святого положены в усыпальнице в новую раку и переоблачены.

При взгляде из-за Днепра Свято-Троицкий храм кажется частью единого ансамбля с Выдубицким монастырём: такой «оптический обман» возникает из-за невольного сравнения с соседней Лаврой, имеющей Верхнюю и Нижнюю территории.

В окружении храма примечательны крест на месте утраченной кельи старца Ионы (у юго-западного угла здания), крест на месте явления преподобному Пресвятой Богородицы в 1861–1862 годах (установлен в 1996-м), трапезная в виде сказочного терема и башня с самыми древними часами Киева (изготовлены в Париже в 1858 году). На первом этаже башни расположилась уютная монастырская «чайная», больше похожая на музей: её интерьер с антикварными принадлежностями стилизован в духе времён первого расцвета монастыря.

Особо нужно сказать о звоннице. Преподобный Иона мечтал о 110-метровой колокольне (на 14 м выше лаврской), для которой получил в подарок колокола в 350 и 1150 пудов. Однако закладка сооружения состоялась лишь после кончины старца, а в итоге строительство так и не началось. Нынешняя звонница — память о замысле основателя, и при небольшой высоте постройки её колокола достаточно велики и тяжелы.

На пространстве от звонницы до храма на земле расставлено несколько старых треснувших колоколов — таким образом, это пятый (после Ионинской звонницы и часовой башни, колоколен Зверинецкого и Выдубицкого монастырей) и единственный «умолкнувший» набор в ботсаду...

***

В публикациях о Киеве я часто называю ботсад «Малым Афоном» — в отличие от монастырей-пýстыней огромного Голосеевского леса, которые уподобил Святой Горе Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров). Один вид дороги-серпантина с кипарисами между Ионинским и Выдубицким на фоне блистающей глади Днепра — это «Аминь» словам архидиакона Павла Алеппского о сходстве здешних высот и склонов со Святой Горой.

В то же время, поскольку я не монах, для себя у меня есть в запасе ещё одно «измерение» ботсада: нарнианское. Не могу от него отделаться после того, как однажды вечером увидел между Свято-Троицким храмом и трапезной-теремом тот самый угол и фонарный столб — из знаменитой повести Клайва Льюиса...

047

Источник: otrok-ua.ru