Цитата дня

Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству. Лукавство есть искусство, или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от многих (Иоанн Лествичник)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

5 пасхальных суеверий, от которых следует отказаться

Местом православного человека в эти светлые дни должен стать храм Божий

Суеверие – это одно из наиболее печальных последствий грехопадения человека, когда грех затрагивает и искажает такое уникальное свойство человеческой души, как способность верить, а подлинная вера, как замечает апостол Павел: «…от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).

Человеку очень легко поверить во что угодно, ему парадоксальным образом легче совершить пару-тройку манипуляций – плюнуть через плечо, взяться за пуговицу, – чем зайти в храм Божий и исповедать перед Богом свои согрешения. Суеверие – это одна из компромиссных форм веры агностиков и некоторых поверхностных атеистов. Мы нисколько не преувеличим, если скажем, что суеверие – это современное язычество и вера диавола, который не может создавать ничего нового, но охотно искажает до невозможного то, что уже есть.

Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст сказал такие замечательные слова: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь», а святитель Василий Великий предостерегает: «Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?».

Поверия, приметы, гадания и разного рода обряды, уходящие своими корнями в язычество, не проходят мимо ни одного церковного праздника, омрачая даже праздников Праздник – Светлое Христово Воскресение. Ежегодно, перед каждым христианским праздником (и Пасха здесь не исключение) в примитивной погоне за рейтингом, который зиждется на принципе: «ты услышишь лишь то, что захочешь», СМИ предлагают вниманию читателя приметы и суеверия, связанные с тем или иным празднуемым событием. Особого шарма ситуации добавляет подача суеверий как части украинской самобытной культуры.

Суеверий и обрядов, связанных с Пасхой, великое множество, лежащее в диапазоне между абсурдом и кощунством. Ниже мы рассмотрим несколько распространенных и часто афишируемых в СМИ.

Любой христианин, который умирает на Пасху, сразу же попадает в рай. С одной стороны, человека, умершего на Пасху, хоронят по особому чину. Его смысл состоит в напоминании о том, что Христос победил смерть и все христиане являются наследниками плодов этого центрального во всей истории Церкви события, ведь: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15, 14), – говорит апостол Павел. Но, с другой стороны, душа человека от момента смерти и до Всеобщего воскресения находится в состоянии предначинания либо вечных мук, либо вечного блаженства. Участь человека не зависит от дня, в который он умер, и не определяется днем, в который он родился. Если хотите, то это поверье сродни обратной стороны астрологии. Тот же самый ад, которого якобы избегает человек, умерший на Пасху, – это совершенно не то место, которое принято изображать в художественной литературе, искусстве. Ад – это не место с котлами и неугасимым огнем. Ад – это необратимое состояние невозможности ответить Богу взаимностью на осознанную в момент своей смерти Его Любовь. В ад не попадают – в него идут добровольно, понимая отказ от другой альтернативы. И самое удивительное то, что оттуда сознательно не выходят, в то время как его врата сломлены Христовым Воскресением и сошествием Спасителя в преисподнюю. Не выходят не потому, что не могут, а потому, что не хотят.

На Пасху следует ходить на кладбище, устраивать поминки и оставлять усопшим еду. Православная Церковь всегда уделяла особое внимание вопросу поминовения усопших, которые нуждаются в нашей молитве и добрых делах. В богослужебном календаре содержатся определенные дни, предназначенные для общецерковного поминовения почивших. Одним из таких дней является вторник второй седмицы по Пасхе, иначе именуемый Радоницей. Церковь считает, что единственной помощью усопшим может быть исключительно молитва. Даже милостыня, подаваемая за усопших, должна подаваться исключительно в этом контексте, дабы не превращать добрые дела в магию, а наполнять их подлинным христианским молитвенным духом. Поэтому местом православного человека в эти светлые дни должен стать храм Божий, а не поминки, пьянки и всевозможные языческие манипуляции на могилах почивших, которые нисколько им не помогут, но уж точно усугубят положение такого рода мнимых живых христиан.

В день Пасхи нельзя причащаться. Это суеверие можно отнести к откровенно бесовским. Любой христианин, который предварительно очистил свою совесть на таинстве Исповеди и примирился со Спасителем перед Крестом и Евангелием, может и должен причащаться за литургией в любой день, в который она служится. Евхаристия – это средоточие жизни Святой Церкви и самое главное и подлинное чудо, которое всегда рядом. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53–56), – эта заповедь Спасителя не имеет временных ограничений и касается каждого члена Церкви. Кроме того, 66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам на протяжении всей Светлой седмицы ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн.

Для того чтобы удачно выйти замуж, девушка должна обязательно на Пасху звонить в колокола. Данное суеверие граничит с идолопоклонством, поскольку человек придает божественные свойства творению рук человеческих: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20, 4-5). Кроме того, данное суеверие превращает праздник Пасхи в платформу для пусть и мнимого, но все же достижения своих личных целей. В каком-то смысле, это одна из форм запрещенного Церковью гадания.

Куличи, пасхи и яйца как главный атрибут праздника. Церковь действительно освящает в пасхальную ночь всю вышеперечисленную гастрономию, но усматривает в ней лишь дополнение к радости праздника и к личному освящению всех пришедших в храм Божий людей. Большое заблуждение считать пасху или кулич тем, без чего праздник «не состоится». Таким людям следует напомнить слова святого апостола Павла: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5, 7). Куличи, пасхи и крашеные яйца не имеют никакого смысла, если человек не приобщился к Истинной и Непреходящей Пасхе – Господу нашему Иисусу Христу. Без осознания значения Христова Воскресения и его спасительных плодов все освященные продукты не смогут принести никакой пользы, потому что их освящение совершается лишь в свете личного освящения человека.

Источник: spzh.news