Цитата дня

«Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, что должно делать стоящему. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кто для меня Христос: Спаситель от греха или сила, ответственная за то, чтобы мне всегда было хорошо?

Екатерина Выхованец1565322

Яблочный Спас. Таинственное явление Божественной славы Иисуса Христа, беседа Его с величайшими пророками Моисеем и Ильей о Голгофе и ее смысле, богословие о нетварных божественных энергиях (или Фаворском свете) свт. Григория Паламы и вообще все доступные человеку глубины Богопознания разбиваются об это словосочетание – Яблочный Спас.

Господь воплотился и распялся, мученики, не раздумывая, тысячами шли на смерть, монахи уходили в пустыни и запирались в пещеры без еды, воды и сна, писали сложнейшие богословские трактаты и невероятной глубины и красоты иконы. И все это, оказывается, ради того, чтобы мы просто имели возможность прийти и освятить яблоки.

Почему, когда заходим в храм и видим богатство и сложность украшений, не возникает мысль, что это все не просто так, что не имеет смысла наводить такую красоту и проводить длительные богослужения просто ради того, чтобы иметь возможность несколько раз в год совершить какие-нибудь требы? Для этого вполне достаточно простенького помещения или, подобно нашим предкам-язычникам, особо не париться и освятить приношения под открытым небом возле незамысловатого истукана.

В принципе, это в какой-то мере соответствует и евангельской истории. Святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн на горе Фавор стали свидетелями Богоявления и, насколько им было тогда доступно, проникли в Божественные тайны. Не успели они спуститься обратно, как Христос вновь окружает себя людьми, которым высшая цель Его Миссии, мягко говоря, не очень интересна: у них сугубо бытовые, житейские проблемы. Более того, отец больного мальчика не особо в Иисуса и верит: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9:22).

Удивительно, как это похоже на современность. Большинству людей не интересен ни Сам Бог, ни тем более Его Церковь. Они вроде и в храм заходят, и в Таинствах могут поучаствовать, и к мощам очередь выстоять, но делают это скорее на всякий случай – а вдруг поможет? Опять же интересуют конкретные обыденные вопросы: кто-то из близких болеет, пьет, не может забеременеть или выйти замуж.

Если Бог не помогает, то возможны два варианта: Его нет или Он плохой и несправедливый. Ведь если бы Он был хорошим и справедливым, то у меня все было бы хорошо и в таком количестве, как я хочу. Возможность диалога даже не допускается. Хотя, если задуматься, может, мои текущие неприятности случаются не потому, что Бог злой или не Всемогущий, а потому, что Он пытается до меня достучаться? Может, все-таки проблема в том, что я как-то неправильно живу и именно поэтому со мной все это происходит? Вместо того чтобы к Богу прислушаться, к Нему относятся как к персональному слуге – обращаются только тогда, когда что-то нужно, а если случается несчастье, то Бог сразу же виноват в том, что это допустил. Он нам должен все, мы Ему – ничего.

Почему-то сложно принять мысль, что Господь не обязан выполнять сиюминутно каждую просьбу и что за любым проступком не следует сразу же разряд тока или удар палкой. Потому что если бы Бог тут же наказывал за каждое злодеяние, а за каждое доброе дело давал сахарок, то люди были бы дрессированными животными, а не свободными личностями. Господь хочет диалога и осознанной любви.

Человек одарен свободой выбора и благодаря этому имеет возможность духовного роста. Равно как и деградации. Однако развитие предполагает ответственность за принятые решения. Обычный грешник не может жить безукоризненно, но перед нами и не стоит задача ходить строем. Ввиду повреждения человеческой природы при грехопадении соблюдать все заповеди в полной мере, пожалуй, и невозможно. Жизнь дарована для бесконечного развития и Богопознания. От нас ожидается в первую очередь желание праведной жизни и активное внедрение этого произволения в жизнь с Божией помощью. Все допущенные на этом пути ошибки необходимо осознавать и принимать ответственность за них, равно как и смиренно нести скорби от их последствий. В Таинстве Покаяния Господь дарует нам силы для их преодоления и исправления жизни.

К сожалению, люди предпочитают более легкие решения, главное, чтобы быстро и эффективно, а остальное неважно. Узким путем идти никто не хочет. Иначе как объяснить обращение к бабкам и экстрасенсам, соблюдение примет и сверку благоприятных и неблагоприятных дней по календарям? Мысль о том, что получаемое без особых усилий качественным быть не может, или отгоняется подальше, или вовсе не приходит в голову. Хотя, к примеру, мы прекрасно знаем, что на двухнедельных курсах английский не выучить. Для этого необходимо корпеть над учебниками, регулярно заниматься с репетиторами, общаться с носителями языка. Одним словом, для стабильного и приличного результата требуется упорный и самоотверженный труд с различными самоограничениями. Так и в исправлении тяжелых жизненных ситуаций: не может быть линейных решений, требуется разбор полетов и кропотливая работа над собой.

Даже если речь идет о проблемах с кем-то в близком окружении, то все равно начинать лучше с себя. Ведь почему-то именно рядом со мной случился такой человек. Значит либо я чередой своих поступков поспособствовал формированию этой ситуации, либо она мне необходима для понимания чего-то о себе или о жизни вообще. С этим тоже нужно разбираться. Точно понятно одно: я в этом положении не случайно. И чтобы правильно из него выйти, наверное, недостаточно соблюсти какой-то базовый ритуал, съев освященное яблоко или поставив свечку. Тут уже потребуются более существенные действия.

Понятно, что в любой ситуации нет только одного виноватого. В той или иной мере ответственны все (кроме разве что грудных детей, но это отдельный разговор). Мы настолько все взаимосвязаны, что нельзя просто так взять и назначить кого-то одного козлом отпущения. Однако, поскольку мы не можем сколь-либо эффективно повлиять на окружающих, то лучше в первую очередь заниматься собой и влиять на обстоятельства через это. Но это сложно, и мы зачастую отказываемся разделять ответственность за сложившуюся ситуацию, поэтому предпочитаем менять кого угодно, только не себя: супругов, родителей, детей, соседей, коллег, правительство. Получается из рук вон плохо, но виноватыми опять в этом назначаются те, кто не хочет меняться в соответствии с нашими требованиями.

Мы стремимся к максимально комфортным жизненным условиям, желательно, чтобы ничего при этом не делать с собой. Нужно, чтобы все вокруг изменилось так, чтобы лично мне было хорошо и удобно, потому что со мной и только со мной все в полном порядке. И так считает каждый. Но ведь если каждый будет стоять на своем, то никогда не получится так, чтобы всех все устраивало, значит это даже чисто логически тупиковый путь. Последовательнее будет каждому изменить себя, свое отношение к происходящему, попытаться облегчить жизнь в первую очередь другим, а не себе. Юрий Никулин говорил, что если каждый человек сделает счастливым хотя бы одного ближнего, то все будут счастливы. Это, видимо, и есть рай. К сожалению, мы готовы часами обсуждать, как нашему общему другу стоило бы себя вести, чтобы наладить отношения с женой, и при этом глубоко оскорбляемся при малейших подобных намеках в свой адрес.

Да, с высокой долей вероятности далеко не все люди рядом с вами тоже захотят меняться, а некоторые даже попробуют этим воспользоваться. Но они бы и так не менялись и пытались извлечь выгоду из всего, чего только можно. Мы же не можем оставить все как есть просто из страха, что кому-то станет излишне хорошо за наш счет? Можно из вредности тоже не предпринимать попыток покаяния и продолжать участвовать в умножении греха не земле. А можно начать меняться к лучшему и, пусть это сразу и незаметно, однако мир благодаря нам тоже станет чуточку лучше. Главное запустить процесс, а так как мы все очень тесно друг с другом связаны, то наше добро не может не отразиться и на окружающих.

Христос воплотился и претерпел Крест для того, чтобы исцелить нас, и теперь у каждого есть возможность с Его помощью приобщиться к этому новому преображенному Человечеству. Потому Он и Спас, что спас нас от греха и смерти. А яблочным Он стал потому, что это мало кого интересует.

1

Источник: правлайф