Цитата дня

Его [Авву Пимена] же брат спросил: как должно жить человеку? Старец отвечал: посмотрим на Даниила: не нашлось на него инаго обвинения, как только в служении Богу его (Древний Патерик)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Единственный способ быть христианином – это быть им всегда, всецело и постоянно

Артём Перлик

krest serbЧеловек привык быть разным в разных обстоятельствах. В храме – христианин, а в жизни – нет. Он двойственен.

Эту историю рассказал когда-то епископ Митрофан Никитин прихожанам одного из храмов своей епархии. Повествует ее и митрополит Вениамин Федченков. Она может показаться сказкой, но тем не менее это быль. Несколько столетий назад жил один вор. Он промышлял на базарах. Если случалось так, что его разоблачали и люди гнались за ним, чтобы побить, вор, убегая, молился святому Николаю Чудотворцу и говорил: «Святой Николай, помоги убежать, а я тебе свечку в храме поставлю». И вор действительно спасался от преследователей. Однажды он был замечен на одном из рынков в какой-то деревне и пытался скрыться. За ним гнались – вот-вот догонят. За пределами деревни вор бежал по холмистой местности. Скрыться было некуда. Он кричал: «Святой Николай, помоги! Я тебе большую свечу в храме поставлю!». И вдруг видит вор, что на спуске с холма лежит дохлая лошадь, разлагающаяся и очень вонючая. Деваться было некуда, и он лезет в эту лошадь. Погоня, естественно, не могла предположить, что там кто-то может спрятаться, и миновала его. Вор вылез из лошади. Весь во всякой мерзости и смраде. Смотрит: рядом стоит святой Николай Чудотворец. Он смотрит на вора и спрашивает: «Воняет?». Вор отвечает: «Да, очень!». И святой ему говорит: «Вот так мне твои свечи!».

Есть болезнь души, которая называется лицемерие. Откуда она? От духовной лени. Фарисеи исполняли внешние правила, но не внутренние, ради чего закон и дан. Вы все видели таких замоленных людей, у которых, по выражению епископа Митрофана, «юбка чёрная, чётки до пояса, платок до глаз и сама злая как собака».

В Успенский храм Святогорской Лавры вошла молодая девушка, накрашенная и в очень короткой юбке (было это летом 2007 г.). Она хотела приложиться к Святогорской иконе, но одна из убирающих стала на неё кричать и ругать её за то, что та намазана косметикой и в короткой юбке. В общем, женщина выгнала девушку, та в слезах ушла. А ночью этой женщине приснилась Владычица Богородица и строго сказала: «Что ты наделала?! Я эту душу шестнадцать лет ждала!». Женщина утром в панике прибежала к священнику и всё рассказала. Священник посоветовал ей обойти все окрестные дома и пансионаты и найти эту девушку.

Каждому приходилось видеть, как свечницы выгоняют девушек и женщин из храма. Все они уверены, что поступают правильно и защищают Бога. Но хочет ли Творец, чтобы так Его защищали?

Старец Гавриил Стародуб, например, не любил, когда девушки носили брюки. Это был не законнический момент, а онтологический. Дело в том, что девушку выражают как девушку именно ниспадающие одежды, делающие её подобной Ангелу-утешителю. Но старец никогда никакую девушку не выгнал из храма за брюки и никому не сделал замечания, потому что он верил: девушка должна дорасти до юбки, понять себя как женщину, а не как соперницу мужчины на мировом рынке труда.

Одна добрая женщина, мама четверых детей, была противницей юбки, хотя и несколько лет уже ходила в храм. Но однажды, когда в Запорожье привезли мощи святого апостола Луки, она поехала приложиться к ним, надев брюки. И у мощей испытала такой стыд, как будто была голой. С тех пор она осознала необходимость юбки. Не из-за замечаний, а в результате собственной духовной жизни. Именно духовная жизнь вводит человека в реальность духового мира.

Старец Иоанн Крестьянкин (молодому священнику): «Чтобы человек перестал краситься, надо священнику терпеливо потрудиться, чтобы не его волевым приказам последовал человек, но, осознав совершаемое как грех, мешающий приблизиться к Богу, сам, непременно сам, пришел к заключению, что краситься ему не надо».

Человек привык быть разным в разных обстоятельствах. В храме – христианин, а в жизни – нет. Он двойственен. А ведь единственный способ быть христианином – это быть им всегда, всецело и постоянно. Человек не отдаёт своё сердце всецело ни Богу, ни человеку, а только своему удовольствию.

Об этом писал А. Шмеман, отмечая, что неправильно ходить в храм ради удовлетворения личных религиозных потребностей, нужно стремиться к тому, чтобы стать телом Христовым, великим единством. А человек ходит, бывает, для того, чтобы что-то получить от Бога, но не Его Самого.

Чего хочет от нас Господь? Он желает, чтобы наш дух соответствовал Его Духу. Если бы нам кто-то сказал помыть грязную бутылку, то важнее было бы помыть её изнутри. А человеку бывает легче и удобнее исполнять некоторые правила. Однако все правила должны исходить из внутреннего расположения сердца и внутренней духовной работы над собой.

Святой Феофан Затворник: «Внешнее без внутреннего еще бывает, а внутреннее без внешнего никогда».

Старец Паисий Афонский: «Человек не найдёт покоя, пока во всём не отдаст себя в руки Божии».

Так, поэт Александр Блок имел великую славу и великий талант, но он не был православным и страдал всю жизнь. Он искал глубину жизни и не хотел принять за глубину то, что ею не является. Это очень важно – чтобы мы не считали ложные цели целью настоящей. Перед смертью Блок покаялся и, по свидетельству святого Нектария Оптинского, попал в рай. Его поиск смысла – настоящий. Его тоска без смысла – тоска настоящая. У всех лучших неправославных людей земли есть такая тоска. Это неосознанная тоска по истинному Богу и вере.

Важно, чтобы человек не предал Бога лицемерием, чтобы он не сочинял себя перед Богом, не сочинял свою праведность перед Ним, не выдавал себя за того, кем он не есть. Это значит, что, допустим, когда нас мучает какая-либо страсть, мы должны говорить об этом Богу и не вести себя так, будто страсти нет. Если нет силы не согрешить, то так и надо говорить: «Господи, Ты видишь, во мне нет силы, чтобы не согрешить, но Ты Сам войди в ситуацию и помоги мне не согрешить».

И Бог действительно входит в ситуацию и помогает не согрешить. Один наркоман, который хотел не принять наркотик, молился так Господу и просил, чтобы не принять наркотик, признаваясь, что не имеет силы отказаться. И Тот ему помог.

Очень важно не прятать от Творца то, что в тебе нехорошо, потому что открываясь Ему мы можем исправиться.

Митрополит Антоний Сурожский, будучи юношей, пришел к духовному отцу и говорит: «Я не могу простить друга». А тот ему: «Тогда в молитве ‟Отче наш” пропускай слова ‟и остави нам долги наша, якоже мы оставляем должникам нашим”». И Антоний решил так и делать, а потом понял, какой мелкой была обида, и простил. Но пока не простил, не читал эти строки в молитве. И это было честно.

Важно честно оценивать себя и честно говорить Богу то, что в тебе сейчас есть. Если так поступать, Господь обязательно поможет изменить жизнь, измениться и прийти в свет.

Митрополит Вениамин Федченков поведал о девушке, которая, когда была маленькой, верила в Бога, её мама рассказывала о жизни и чудесах святого Серафима Саровского. Когда девушка выросла и стала комсомолкой, она поддалась атеистической пропаганде, чем очень огорчала свою маму. Девушка много смеялась над православием. Однажды она сказала маме: «Как я хочу не верить в Бога, но из-за тебя не могу». Мама ответила: «Так не верь, кто тебе мешает?». А девушка ей: «Ты мне мешаешь! Ты мне рассказала о святости и чудесах Серафима Саровского, и я понимаю, что раз был на земле такой человек, то, значит, несомненно, есть и Бог. Теперь я хочу не верить, но не могу».

Девушка ответила честно, и Бог её в конце концов после многих страданий снова привёл к покаянию и примирению с Собой.

Люди обычно судят по наружности и по внешним регалиям и отличиям, а Христос – по содержанию сердца. Иисус не имел в мире никаких внешних отличий. Для фарисеев Он – мирянин, который нигде не учился. Фарисеи, исполнявшие внешнее, Его не уважали и даже смеялись над Ним. Но люди, умевшие видеть сердцем, заметили в Нём ту красоту, которой больше нет нигде и быть не может.

В Евангелии много говорится о том, как Христос старается, чтобы Его ученики видели сердцем, смотрели на суть, а не на форму, учились прозревать содержание. Этому посвящена и знаменитая сцена у храмовой сокровищницы.

Марка 12:41 – 44: «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое».

И в завершение приведём рассказ из дневника святого Николая Сербского. Это «Рассказ о белградской грешнице» – удивительная иллюстрация евангельской истины о том, что Господь всегда смотрит на сердце, а не на внешнее.

«Один белградский священник рассказал нам сегодня о необычном происшествии с одной развратной уличной женщиной в Белграде. Как-то к вечеру пошла она по улицам ради своего мерзкого занятия. Проходя мимо какого-то сада, увидела человека, пытающегося повеситься: тот привязал веревку к ветви дерева и уже накинул себе петлю на шею. Женщина быстро перепрыгнула через ограду, достала из кармана свой перочинный ножик и перерезала веревку. Человек, уже потерявший сознание, упал на землю. Она растирала самоубийцу, пока тот не пришел в себя. А он, очнувшись, сказал: ‟Зачем ты это сделала. Я не могу жить, у меня ничего нет. Из-за нищеты я решил покончить с этой горькой жизнью”. Женщина достала все деньги, которые были у нее при себе, и отдала человеку, пообещав, что в дальнейшем тоже будет помогать, пока он не найдет работу. Она продолжила свое непристойное занятие, а часть заработанного таким образом отдавала тому бедняге на жизнь. Но через шесть недель женщина слегла в постель с тяжелой болезнью. Пригласили к ней священника. В его присутствии женщина, уже умирающая, стала говорить: ‟Ангелы Божии, почему это вы ко мне пришли? Разве не знаете, какая я нечистая, грешная женщина?” Немного спустя она воскликнула снова: ‟О, Господи Христе, неужели и Ты пришел ко мне грешной? Чем я это заслужила? Неужели только тем, что спасла того беднягу от смерти? Ах, я недостойная! А как велика милость Божия!” Говоря это, она испустила дух, и лицо ее засияло, будто светом озаренное. Вот что значит спасти душу человека. Вот как один случай милосердия к ближнему перевешивает многие грехи!»

Источник:pravlife.org