Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Радуйтесь сейчас, а не потом!

Архимандрит Андрей (Конанос)

Мы живем в мире хаоса, но у нас есть компас, есть ориентир: мы знаем, где восток, знаем, где Христос, и верим, верим.

Как-то я сказал человеку, пришедшему исповедоваться:

– Прославляй Бога за то, что веришь!

– Знаю! – он разволновался.

– Если бы у тебя не было веры, знаешь, что с тобой было бы?

– Знаю, не говори, я сам тебе скажу.

– Скажи!

– Я бы сошел с ума!

То же самое я сказал бы и тебе. Если бы мы не верили, то сошли бы с ума. Если бы мы не верили, что Господь существует, и если бы не верили и не ощущали Господа, что Он не просто существует теоретически, но вера в какой-то момент становится для нас ощущением, становится контактом, прикосновением, становится «живым представлением о том, на что мы упованием, и раскрытием невидимого» (ср. Евр. 11, 1), вера становится для нас опытом. Так что прославляй Бога за то, что веришь.

Ты, который слушаешь меня сейчас, – прославляй Христа, благодари Его за то, что ты верующий, что ум твой работает как следует. И когда я говорю «как следует», то не имею в виду, что ты должен в два счета решать математические задачки – ты можешь их и не понимать, ум твой может и не сечь в этом, как и мой не сечет в таких научных, высоких материях: ум у меня простой. Но у нас с вами есть нечто гораздо более важное, чем у других людей, поскольку мы уловили смысл, цель жизни, мы ухватились за конец ниточки, ведущей ко спасению. Мы ухватились за Христа, прикоснулись ко Господу, вложили Его в свое сердце. И поэтому ты человек привилегированный, ты очень счастливый оттого, что живешь этим.

Иногда мне говорят:

– Хочу вас попросить, отче: пожелайте нам что-нибудь, скажите нам что-нибудь в пожелание.

Вот вам мое молитвенное пожелание: пусть будет у вас Христова радость, живите Христовой радостью, вложите Христа в свое сердце, вложите Господа в свою душу и радуйтесь в своей вере. Чтобы ваша вера не превращалась в рутину, не была для вас досадой, а вы пламенно жили жизнью веры.

Свет Христов сильно контрастирует со мраком нынешних времен, и жить в вере становится большой усладой. Наша эпоха превосходна – мы живем Христом! Она хаотична, но посреди этого хаоса ты говоришь:

– Христе мой! Как хорошо знать Тебя в эту эпоху, когда другие не ведают, куда идут, а мне Ты сделал такой подарок! Насколько же ясней и понятней становится, что Ты – истина, когда я так сильно ощущаю ложь вокруг. Я еще лучше понимаю, что Христос – это истина. Осознаю это. Вижу это в глазах других людей, утомленных глазах – утомленных иногда даже отдыхом. Изнуренных наслаждениями.

Сегодня люди живут во всевозможных удовольствиях и наслаждениях, но, несмотря на это, несчастны. Живут среди наслаждений, но у них нет Христовой услады, нет той радости, того наслаждения, той сладости, благости, которые дает Христос. А у тебя это есть, у тебя, который слушаешь сейчас, – ты живешь этой радостью Христа! И поэтому ты должен ощущать счастье, должен понимать свое преимущество – что ты христианин, иметь Христову радость в сердце и чувствовать, что ты действительно наследный принц или принцесса, избранник Христов в нашу эпоху. Мы – царственное священство, святой народ, люди, посвященные Христу в эту эпоху синкретизма, хаоса и неразберихи (1 Пет. 2, 9)…

Мне грустно, когда я вижу христиан, которые не радуются своей жизни, мне жаль видеть христиан, которые не наслаждаются тем, что у них есть: не наслаждаются своей семьей, домом, детьми, работой, и жизнь их становится несчастной. Мне не нравится это!

Радоваться, конечно же, нелегко. Ведь радость приходит не по нажатию кнопки. Чтобы она пришла, нам надо занять правильную позицию, стяжать то, о чем говорят святые: любомудрый ум, то есть правильно смотреть на жизнь, выработать правильное отношение к происходящему, и тогда и радоваться ты будешь правильно. Да.

Я в любом случае считаю, что радость каждой минуты ускользает от нас, и счастье ускользает из наших рук. Счастье от Бога накатывает на нас, как река, чтобы окатить нас, чтобы мы пили его и освежались, а мы его теряем. И теряем – знаешь почему? Потому что постоянно думаем о своих неудовлетворенных желаниях, несбывшихся мечтах, всё время строим планы на будущее – и теряем из виду настоящее, теряем из виду дары Божии, которые Он дает нам сейчас. Приведу тебе пример, чтобы легче было понять это.

Например, у тебя есть ребенок, и сейчас он уже вырос. Когда был маленьким, ты говорил:

– Ой, хоть бы пошел в школу, чтобы это когда-нибудь кончилось!.. Ой, хоть бы он закончил эту начальную школу, чтобы нам наконец-то стало легче. Как же тяжело учиться в школе! Ребенок учит уроки, и я учу вместе с ним. И сидим безвылазно дома целыми днями. («Ребенку ставят оценки, и я тоже заслуживаю оценок, – говорила одна мать, – потому что всё учу с ним заодно».) Скорее бы уже получил он эти свои грамоты, потому что вместе с ним и я выбилась из сил. Господи, помилуй! Ну, хоть бы закончил он, наконец, эту начальную школу, чтоб мы передохнули!

Заканчивает он начальную школу, и мы успокаиваемся. На пару дней! А потом переходит в гимназию, и мы опять начинаем:

– Ну, хоть бы закончил он эту гимназию, чтобы отдохнуть наконец. В этой гимназии вот ведь еще какая беда – тут нужны частные уроки, большие расходы, домашние задания становятся всё сложнее, предметов много, очень тяжело.

А что и говорить про лицей? Закончить его – та еще беда.

Но вот заканчивает он и лицей, университет, всё осталось позади, а мы всё стоим и смотрим в будущее: а что мы там будем делать? Что хорошего пошлет нам Бог, чтобы мы могли, наконец, порадоваться?

И так мы всё время надеемся, что будем счастливы когда-то потом: после окончания лицея, университета. А знаешь, что бывает потом? Потом ребенок уходит из дома, отправляется служить в армию, возвращается из нее, создает свою семью, находит работу, расправляет крылышки, становится хозяином своей жизни, и поскольку ты всего этого искал, то вот Бог и дал тебе это.

Другими словами, закончил он школу, вуз, и почти всё, чего ты хотел, получилось. То есть у тебя все-таки были счастливые моменты в жизни – и ты собираешь все эти счастливые моменты, а в итоге получается одна сплошная тоска, недовольство, затаенная скорбь, и тебе всегда чего-то недостает. А почему? Потому что ты не мог порадоваться тому, что давал тебе Бог, тогда, когда Он тебе это давал, не наслаждался этим, а всё смотрел куда-то вдаль. Всё думал: «Хоть бы закончилось это и началось другое». А ты сейчас, сейчас живи этим. Оно от тебя сейчас ускользнет, понимаешь?

Ты не живешь вот этим моментом. У тебя ребенок сейчас какой? Младенец? Ты держишь его в объятиях? Так не мечтай же о том, когда он вырастет. В смысле, не переноси момента своего счастья на будущее и не говори: «Зато когда вырастет… как хорошо тогда будет!»

Нет! Сейчас для тебя и твоего ребенка, которого держишь в объятиях, самый подходящий момент для того, чтобы порадоваться. Радуйся, усладись в этот час, обними его, приласкай, поцелуй, живи этим моментом! Живи этим сейчас, а далекое будущее – оно тоже наступит.

Научись радоваться Христу, тем дарам, которые Господь дает тебе вот в этот момент, который тебе принадлежит. А будущее тебе не принадлежит, оно еще не пришло. Твой ребенок учится в начальной школе – старайся же радоваться этому, живи этим каждый день, усладись этим, потому что, если заглянешь в свой ум, то увидишь, что мы каждый миг заняты планами на будущее и никогда не живем настоящим. Вот о чем ты сейчас думаешь? «Пусть закончится передача, тогда пойду займусь своими делами или послушаю еще одну передачу, а потом начну готовить еду».

То есть ты не находишься в сейчас, ты всегда в потом или раньше, и счастье, которое дает нам Бог в настоящем, ускользает от нас. А знаешь, сколько даров дает тебе Бог сейчас, но ты ими не наслаждаешься? Твоя семья, ребенок, счастье, еда, которую ты ешь, твой домик, прогулка, которую ты сегодня совершишь. И оставь в покое отпуск.

Со мной тоже такое бывает. Я думаю: «Ой, летом поеду в паломничество на Святую Гору Афон», «Ах, вот тогда-то съезжу на несколько дней в Иерусалим». Переношу минуту своего счастья на будущее. И это ошибка. Я чувствую, что Христос говорит мне:

– Извини! А разве не Я – твое счастье? Разве твое счастье не Я, Который сейчас с тобой, близко, возле тебя, и вхожу в события твоей сегодняшней жизни? А ты всё помышляешь о лете, как ты поедешь на Святую Гору, и тогда будешь радоваться? Другими словами, ты что, сегодня не радуешься? Разве Я сегодня не рядом с тобой? Разве Я сегодня не источник твоего счастья? Разве Я не всё для тебя? Разве это не Я даю тебе все сегодняшние события с самого утра, с тех пор как ты проснулся, и пока не ляжешь спать?»

Живи же присутствием Христа в тех событиях, которые Он ставит перед тобой, кладет к твоим ногам, подает тебе в руки. Счастье – оно просто, оно рядом с нами, у твоих ног и в твоих руках, а мы его упускаем. И оно ускользает и исчезает. А потом проходят годы, и мы говорим: «Ах, вот как хорошо было бы, если бы…».

А сколько было прекрасных моментов, которых мы не пережили и не осознали! Были у нас дети, мы водили их в школу, приводили домой и всё говорили: «Да когда же закончится одно, когда закончится другое?» Ну вот, теперь и закончилось всё, и мы остались дома одни. Дети переженились и повыходили замуж, ушли от нас, и мы сейчас сидим, вспоминаем о прошлом, вздыхаем и говорим: «Сколько же прекрасных моментов мы упустили!» А всё потому, что всегда ворчали, всегда тревожились, всегда смотрели куда-то вдаль, в то время как Христос был так близко к нам!

«Царство Божие внутри вас», – говорит Господь (ср. Лк. 17, 21). – Царство Божие, то есть Я, Христос, – посреди вас, Я близко, в ваших сердцах.

Живи этим сейчас, насладись моментом, который дарит тебе Христос, и прославь Его.

Итак, возлюбите друг друга, сблизьтесь друг с другом, разговаривайте между собой, живите сегодняшней минутой счастья, скажите друг другу:

– Я люблю тебя!

Пусть будет жив и здоров ваш ребенок оттого, что вы любите друг друга, пусть получит самые лучшие уроки в своей жизни. Пусть поймет: «Родители мне рады, у меня счастливые родители, у меня спокойные родители, у меня мирные и тихие родители, которые не тревожатся за будущее, а умеют радоваться каждую минуту». Это самое хорошее наследство, которое вы оставите детям, всему своему роду.

Если ты хочешь оставить детям что-нибудь, какое-нибудь богатство, то это лучшее богатство, которое только можешь оставить. У тебя нет денег – никаких проблем: ты не оставишь их. Не оставляй ему ничего, если у тебя нет. У тебя нет дома, нет квартиры, машины, собственности – никаких проблем. Никаких проблем, ты дай ему вот этот дар – чтобы ребенок видел, как ты радуешься. Чтобы у него были радостные родители, радостные во всем: и в проблемах, и в испытаниях, и в благополучии, и в бедности, и в богатстве. Будьте радостны!

Бог знает, почему Он дает тебе то, что дает. Запомни этот секрет, и будешь радоваться. Радоваться во всем. И когда будут деньги, будешь радоваться, потому что ты знаешь, что деньги существуют не только для того, чтобы ты хорошо жил и превращался в существо потребляющее, но и чтобы давал, раздавал, отдавал другим. И когда будешь беден, снова будешь радоваться, потому что бедность сделает тебя бодрей, смиренней, терпеливей, бережливей, скромней. Скромность содержит в себе красоту. Когда человек ест простую еду, пьет простое питье и не хочет многого, на нем отпечатывается красота в простоте его жизни, аскетичность отражается у него на лице, и за этим просвечивает счастье.

Вообще, если постигнешь Христовы тайны, ты сможешь быть счастлив независимо от того, есть ли у тебя богатство или ты беден. Во всем, что дает тебе Бог, что бы ни дал тебе Бог. Подает тебе здоровье – возьми его и будь счастлив, прославляя Бога, и будет тебе радость. Подает болезнь – можешь, опять же, стать счастливым благодаря терпению, благодаря выносливости, благодаря молитве, благодаря слезе, которая делает добрым твоим сердце, благодаря боли, которую ты претворяешь в молитву.

И ребенок снова получит пользу. От страдающего отца, от больной матери, от терпеливого человека, который имеется дома и преподает ему уроки счастья этим своим испытанием и горестью. Понимаешь это? Счастье будет приходить в твой дом, радость будет посещать тебя независимо от того, есть у тебя богатство или ты беден, здоровы ли твои дети или больны, когда ты откроешь секрет счастья. Человек, который откроет этот секрет, будет радоваться во всех обстоятельствах, в любых обстоятельствах.


Не жди от другого исправления - исправься сам
Несколько слов о семейном счастье

Я видел родителя, у которого дома было очень много проблем, трудностей, а он испытывал радость, у него были больные и страдающие дети, а он среди всего этого испытывал радость. Он знал, как любить этих детей, которых послал ему Бог. Наслаждался Божиими дарами среди всех испытаний и тягот, с благодарностью и смирением. Он думал: «Бог знает! Бог знает лучше меня! Бог бесконечно добр! Он бесконечно мудр и свят!» — и испытывал радость.

Видел я и людей, у которых есть деньги, которые лопаются от здоровья, а сердце их несчастливо. Что-то внутри поедом ест их, потому что они не открыли тайны счастья и радости, заключающейся в смиренном принятии жизни такой, какая она есть, и принятии даров, которые посылает нам Бог, в молитве ко Христу, в любви к Господу. Поэтому я и сказал вам вначале, что мы очень счастливы, мы, близкие к Церкви, потому что независимо от того, бедные мы или богатые, красивые или непривлекательные, высокие или низкие, мы научились радоваться Божиим дарам.

Всё — дар. Если ты достигнешь того, чтобы понять, что всё — дар, и рак — тоже дар… Это очень трудно, и я не могу этого понять с такой легкостью, однако, читая святых и видя святых людей, понял одно — а именно, что некоторые люди научились смотреть на всё как на дар. А когда у тебя есть дар, ты ведь радуешься. Не так ли? Если тебе делают подарок, ты ведь радуешься, не правда ли? Так научись же этому и проси Бога, чтобы показал тебе, что всё — дар. И тогда вы будете радоваться и передадите детям и всей семье такие хорошие запасы, которые будут сопровождать их не год и не два, а всю жизнь.

Один отец сказал мне:

— Я отдал ребенку целую кучу денег, и вскоре они у него испарились! И как только он сделал это? Всё потратил, всё спустил на какие-то бессмысленные вещи!

Он не использовал как следует того, что имел. Потому что сокровище, которое ты отдал ему, наследство, которое оставил ребенку, деньги — это не то, что задержится надолго. Тайна жизненного успеха — в том, чтобы дать детям уроки: уроки смирения, простоты, благодарности Богу, любви к Богу.

Одна китайская пословица учит, что если кто-нибудь голодает, и ты дашь ему рыбу, то он насытится. Но насколько? На раз. А если научить его ловить рыбу, разве это не будет намного лучше? Потому что, когда захочет есть, он пойдет, наловит себе рыбы и будет всегда сыт. И когда тебя не будет поблизости, он тоже пойдет, наловит рыбы и поест сам. Он всегда сможет себя накормить, и ребенка своего снабдит запасами на всю жизнь.

Научи же ребенка твердо стоять на ногах, чтобы, когда выйдет в люди, он смог выстоять. Ребенка поддержат не только деньги, знания и диплом, но и жизненные уроки, которые ты дашь ему, уроки счастья. Запасы с большим сроком годности, постоянно приносящие плоды.

Когда, например, ребенок видит, что какая-то проблема решается дома с напряжением, криками, нервотрепкой, стрессом, руганью, — какое послание он получает? Такое, что жизнь — это нескончаемое роптание, что жизнь чрезвычайно трудна, просто ужасна, она — очень неприятное событие. И что тогда усвоит этот ребенок? Как он подготовится к жизни? Как создаст семью, если получил от тебя послание, что всё в жизни вызывает напряжение, крики и стресс? Понимаете?

Кто-то рассказывал:

— Когда у отца случались финансовые проблемы, он покупал отличную курицу, в то время как мы были бедны, покупал какую-нибудь вкусную еду и сласти — и нес это домой, чтобы угостить нас. И говорил: «Дела у нас немного пошли не так, но сегодня мы отлично проведем время! И, Бог даст, у нас всё получится!» И внушал нам оптимизм. Проблемы были, но он передавал нам радость. И я смотрел в глаза отцу и видел, что у него была надежда, была вера, у него был сильный характер, и он не сдавался…

Это, дорогие мои, знаете, какой урок для ребенка? Смотреть на своего отца, что он не сдается, не начинает роптать и негодовать:

— Ну, что теперь делать? Опять эти деньги. Где же мы найдем столько денег? В этом доме всё не слава Богу, у нас всегда проблемы!

Поэтому дети иногда говорят на Исповеди:

— Ой, отче, да какую я семью создам? Я что, видел что-нибудь хорошее у родителей? Разве родители научили меня, что семья — это что-то хорошее?

Видел я и таких, кто создал семью и счастлив. Так что будь внимательней! Никогда не передавай такого послания своему ребенку! А ты его передаешь. И вопрос не в том, что ты ему скажешь, как некоторые говорят своим детям: «Смотри, чтобы ты создал хорошую семью!» Дело тут не в словах. Дело не в том, чтобы ты сказал ему: «Создай хорошую семью!» — нажал кнопку, и он тут же создаст хорошую семью.

Он скажет тебе:

— А ты покажи мне, что такое хорошая семья! Покажи мне на своем примере хорошую семью, ты же мой отец! (Ты же моя мать!)

И ребенок говорит:

— Хорошо, а вы покажите мне себя, чтобы я увидел вас красивыми, счастливыми, радостными. Я не имею в виду морщины у тебя на лице.

Ребенок так говорит матери:

— Меня не интересуют твои морщины, не старайся загримироваться. То, чего я от вас хочу, — это не красивое лицо, не чтобы ты надушилась и покрасила волосы. Не этого я хочу. Я хочу увидеть тебя красивой от радости и счастья. Хочу увидеть тебя красивой среди житейских проблем, хочу, чтобы ты вливала в меня желание жить. Ты делаешь это?

— Нет…

— Я от тебя научился ропоту, негодованию, досаде, стрессу, разочарованию, горести, понял, что жизнь — это что-то до того трудное, изматывающее, неблагодарное… Как же я создам семью? Что я хорошего видел, чему захотелось бы поревновать?

Один священник, мой друг, сказал как-то:

— А знаешь, почему я стал священником? Когда я был маленьким, я увидел одного сельского священника, он был такой статный, хороший священник, и ему радовалась семья, радовалось село, все его любили. Он меня так вдохновил, что я сказал себе: «Хочу стать как он! Хочу стать таким же хорошим батюшкой, как он!»

Твой ребенок тоже должен сказать, что хочет стать таким, как ты, в противном случае ты всё испортишь.

Но даже если ты уже всё испортил, — а многие из вас всё испортили и теперь жалуетесь и плачете, — то скажем: «Отныне и впредь». Отсчет времени начинается с этого момента — отныне и впредь. Слава Богу, в Церкви нет места разочарованию, и даже если ты всё испортил, Бог говорит тебе: «Отныне и впредь Я могу и море сделать сушей». Где-то в псалмах говорится, что Бог может сделать всё, Он может камни превратить в море и море в сушу, в твердую скалу, чтобы ты утвердился на ней и твоя жизнь изменилась. Чтобы ты покаялся, изменился.

А если ты только что стала матерью, то отныне и впредь положи благое начало, и если дети твои малы, будь внимательной! Твоя жизнь должна быть такой, чтобы ты их вдохновляла, чтобы они думали о тебе, когда будут создавать семью; чтобы брали у тебя уроки хорошей семейной жизни, а не (как говорит старец Паисий, что дети — копии родителей) копировали то, что «моя мама только и смотрит, как бы разодеться, накраситься и прихорошиться». Это ли то послание, которое ты хочешь передать своему ребенку?

Думаешь, это удержит его в здоровой семье, укрепит его брак? Не обманывайся: не прически и духи удержат ребенка, которого ты воспитаешь, а иммунитет души, то есть смысл жизни, вера во Христа, любовь, терпение, молитва, доброта, прощение, подлинный диалог, уважение. Вот что ребенок должен увидеть в тебе.

Я столько слов наговорил тут! И каждое из них может рассматриваться как отдельная тема. Надо научиться уважать, чтобы ребенок видел, что мать уважает своего супруга, и отец уважает и любит ее, чтобы он ее так уважал, почитал и заглядывал ей в глаза, словно она — его царица. «Моя госпожа», — говорили супруги в былые времена. «Я приду с моей госпожой».

Ты только подумай: «госпожа» означает «царица», «жена — это моя царица», «муж — мой царь, он мой господин. Я его люблю, почитаю, и мы близки, но и уважаем друг друга».

А видит ли твой ребенок, что вы уважаете друг друга? Или отец выходит, и мать тут же начинает чернить его перед ребенком, а отец осуждает мать в присутствии детей. Какую же картину ты рисуешь ребенку, чему он после этого поревнует, не скажет ли: «Да чтобы я стал отцом, как он? Да что я хорошего у него видел, чтобы можно было этому поревновать?»

Как-то один ребенок сказал мне о своем отце такое, что мне очень понравилось. Он сказал:

— Я очень радуюсь отцу, который у меня есть! Я горжусь своим отцом!

Мне очень понравилось это его высказывание! Скажу вам, что немногие говорили мне такое. Не знаю почему.

Конечно, у ребенка иногда бывает сопротивление. Их привлекают другие образцы, но пускай они хотя бы в душе вас признают, уважают, ценят. А это уже зависит от того, как ты сам относишься к ближним: уважаешь ли жену, семью, любишь ли, слушаешь ли другого с уважением, даешь ли ему сказать слово, ценишь ли его, позволяешь ли ему говорить дома. Потому что есть супруги, которые молчат — мужья не разрешают им говорить, причем это христиане, и они считают, что это по-христиански. А какой дух ты передаешь ребенку? Чтобы он дома был тираном, чтобы творил, что захочет, а другие должны перед ним трепетать? Или бывает, что жены говорят, но мужья не придают их словам никакого значения, ни во что не ставят их мнение, не считаются с мнением своих жен.

Это уроки для ребенка, когда он слушает мать, а ты, отец, ей отвечаешь:

— Верно говоришь, правильно. Хорошая мысль, надо об этом подумать. То, что ты сказала, — совершенно верно. Умница! Как хорошо, что ты у меня есть и помогаешь мне в трудные моменты!

Ну разве то, что я сейчас говорю, — крайности, разве это какая-нибудь романтика, лирика — чтобы ты почитал другого, придавал ему значение? Разве уважать труд своей жены — это какой-то перегиб, крайность?

Например, ты видишь, что жена лежит трупом (и ребенок тоже смотрит на это и усваивает эти уроки — без того, чтобы ты что-нибудь говорил, он и без слов всё понимает), и вдруг требуешь от нее, чтобы она пожарила тебе картошку или подала еще какую-нибудь трудную в приготовлении еду, тогда как у нее нет сил, а ты мог бы поесть и чего-нибудь попроще. И ребенок получает такое послание, что «жена в доме, моя мать — это служанка, она прислуживает и должна постоянно что-то делать». Тогда как если скажешь ей:

— Любовь моя, отдохни, поди поспи немного, мы сами поедим. Да у нас в холодильнике столько всего, а мы и обед еще не доели, так что нет проблем. Приляг, отдохни. Ты же целый день бегала и так намаялась.

А мать сказала бы:

— Да нет, не надо, я приготовлю, ничего страшного, у меня еще полно сил!

И чтобы он смотрел, как ты еще будешь спорить с женой (послушай теперь, какой это спор!) и говорить ей:

— Иди отдохни!

А она:

— Да нет, дай приготовлю тебе картошку!

— Ну уж нет! Иди поспи!

И чтобы вы ругались от любви! Чтобы нападали друг на друга от любви, а не от негодования.

Если у вас так обстоят дела, то даже если ты оставишь ребенка безо всякого наследства, без крыши над головой — он самый счастливый и богатый ребенок. Правду говорю. Это и есть счастливая семейная жизнь и счастливые семейные отношения, если вы проживаете их таким образом.

Поэтому я и говорю вам, что счастье ускользает из наших рук. А что может быть легче, чем устроить этот прекрасный момент? И чтобы жена думала: «Ах, какой же у меня хороший муж! Сказал, чтобы пошла поспать, отдохнула, чтобы я не переутомлялась, потому что устала!» А муж думал бы: «Какая же у меня хорошая жена! Ты видел? Сказал ей, чтобы шла спать, а она: ‟Нет, я хочу остаться и приготовить тебе картошку, потому что я люблю вас, и даже испеку вам торт!”»

И действительно печет какой-нибудь торт. Хотя только что лежала трупом. Это ты окрыляешь ее тем, что так с ней разговариваешь.

Нам не хватает обходительности. Я говорил это и снова говорю, и это никакая не ложь и не лесть, и я говорю это не из психологических соображений: ты очень хороший человек, я верю в это! Очень хороший! Прекрасный! Ты, который слушаешь меня, — да, ты, я не ошибся и не говорю о каком-то другом слушателе, а именно о тебе.

Я сказал это, не чтобы польстить тебе, а чтобы ты понял, что та красота, которую ты в себе скрываешь, должна проявиться вовне правильным образом. Она должна выйти наружу по-хорошему, чтобы другой, когда увидит ее, просто ослеп. Ведь на что-то красивое никто никогда не поднимет кулака, чтобы ударить, закричать, обозвать, перед красотой человек раскрывает себя, он отдается, тает, преклоняется, смиряется, восхищается, любит.

Красота меняет мир, но, к сожалению, мы ее не проявляем. Откуда я это знаю? Да это знаю не я один, это знают все священники, потому что, когда другие приходят к нам исповедоваться, они раскрывают красоту своей души, показывают свою красоту. Да, называют грехи, разумеется! Но за грехом, однако, скрывается нечто прекрасное в виде движения души.

Это смиренное покаяние — замечательная вещь. Когда человек приходит и, скажем, плачет на Исповеди лет в 55–60, называет ошибки, которые совершает дома, и плачет, а я ему говорю:

— Да, дитя мое, — нет, я скорее не говорю ему «дитя мое», потому что он уже взрослый, а говорю: — Извините, вот этот дух, который у вас сейчас, это смирение, которое вы сейчас проявляете передо мной и Богом и сокрушаетесь, — вы его никогда не показывали перед женой?

Он говорит:

— А-а-а, да не могу я, отче… Что мне теперь, начать плакать перед женой?

Заметь, я в принципе не считаю грехом, чтобы ты поплакал, если надо, когда вы вдвоем, — если надо, говорю, и если ты чувствуешь, что виноват, — чтобы ты поплакал. Например, в какой-то день ты ее огорчил, говорил с ней резко. Тогда неплохо, когда расчувствуешься, заплакать и сказать ей:

— Ну как же я веду себя с тобой!

Думаю, это немыслимо, это невозможно, чтобы жена, увидев тебя плачущим, не вытерла твоих слез и не сказала:

— Ну иди сюда! Да что ты, не надо так! Да ладно тебе, не так уж ты и виноват. Я сама виновата, я странная, раздражаю тебя, нервирую, вывожу тебя. Я ведь тоже виновата, это не ты виноват, что говорил со мной так.

И чтобы вы потом оба заплакали — от любви. А что будет потом? Вы обниметесь, поцелуетесь, и ты скажешь:

— Прости меня!

Поэтому я и говорю тебе, что ты очень хороший, но только дома проявляешь не это, а взвинченные нервы, ссоры, упрямство, неуступчивость. Ты ведь никогда не отказываешься от своих слов, никогда не меняешь мнения, стоишь на своем и ни шагу не уступишь. И вот, ты упрямый, она тоже упрямая, и побеждает тот, у кого упрямство сильнее, нервы прочнее, эгоизма больше, а в результате у вас ничего не получается. Ты приходишь на Исповедь и говоришь:

— Да как же я опять так поступил? Отче, я просто негодный.

А ты скажи это своей жене, и жена мужу. И когда один скажет: «Я негодный», — другой ответит: «А я тебя очень люблю! Потому что я сама негодная! (Потому что я сам негодный!)» И так мы смиримся!

Я это и имею в виду, когда говорю, что счастье ускользает у нас из рук. А разве это так трудно — то, что я сказал? Думаю, все могут стать идеальными и совершенными супругами, даже те, у кого есть немощи и проблемы, если мы используем эти немощи и проблемы как материал для смирения, как материал для признания своих ошибок, для сокрушения, любви, примирения, диалога — всех этих замечательных добродетелей.

Сколько же тут хороших слов! Примирение, любовь. И ребенок твой сидит и наблюдает за всем этим и понимает: «У меня оба родителя смиряются, каются, любят друг друга, мирятся, целуются, просят друг у друга прощения!»

Какой же это хороший урок для ребенка — иметь таких родителей, иметь тебя. Я не говорю о других, я говорю о тебе. Не смотри, что делают другие, и не думай, как бы рассказать об этой беседе своему супругу (супруге), ты ее слушай для себя и скажи себе: «Я виноват! Буду слушать эту передачу, чтобы понять свою ошибку, а у тебя попрошу прощения!»

Некоторые говорят:

— Да, я виноват, но ты тоже постарайся немного исправиться!

А ты не ищи этого, ты не жди от другого исправления, исправься сам. И если каждый скажет это о себе, то мы увидим, что никто нас не заставляет насильно меняться. И душа наша успокоится, исчезнет противление, противостояние и напряжение нервов от эгоизма, и наступит сладкое смирение, которое будет чем-то замечательным. И ваши дети будут замечательными детьми, очень счастливыми, потому что у них будет самая хорошая мать и самый хороший отец, лучше которых нет! И это будешь ты — это будет она.

То, что я вам говорю, совсем нетрудно. Такое бывает.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Худ. Александр Простев

Худ. Нино Чакветадзе

Источник: Православие.ру