Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

"Вопли Видоплясова" или Несколько слов о наших "ненастоящих" проблемах

Священник Димитрий Выдумкинkrest5 m

– Да вот видишь, друг мой, не нравится ему своя собственная фамилия, переменить просит. Каково тебе это покажется?
– Фамилия?..
– Неосновательная фамилия-с! – отозвался Видоплясов.

Ф.М. Достоевский. «Село Степанчиково и его обитатели»

Познакомьтесь с Григорием Видоплясовым, он того стоит. Лакей, весь пропитанный «деликатностью, субтильностью и необыкновенным чувством собственного достоинства», – герой повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Его «Вопли Видоплясова» – петиция, обращенная к главному герою повести, с мольбой о помощи в разрешении мучившей его проблемы – неподходящей для него фамилии, которую ему непременно надо сменить. При этом справедливости ради стоит отметить: фамилию для него уже меняли, и не один раз. Но и это не помешало ему видеть свою проблему все там же… Вот о такого рода навязчивых проблемах мы и поговорим сегодня.

Федор Михайлович, как многие отмечали, умел мастерски изобразить недостатки человеческой души в образе конкретного героя, сделать героя – как правило, не главного – как бы воплощением того или иного качества. И в этом отношении лакей Видоплясов – имя нарицательное. В его образе писатель сочными красками изобразил натуру, чрезвычайно озабоченную надуманными, ненастоящими проблемами. Поглощенная подобными проблемами натура не видит проблем реальных. Она живет в мире придуманных проблем, а потому не способна ставить перед собой по-настоящему важные задачи и достигать по-настоящему необходимых целей. Такая натура всю жизнь может воевать с «ветряными мельницами», но понять и осмыслить это она нередко просто неспособна. Для человека, имеющего подобный искаженный взгляд на реальность, очень вероятен риск до конца своих дней так и не «погрузиться» в свою реальную жизнь, а касаться всегда лишь ее поверхности. И это очень незавидная участь, не правда ли?

Тема «ненастоящих» проблем в жизни человека стала занимать меня после одного давнего разговора, который состоялся у меня с соседкой по квартире, человеком совсем нецерковным. Узнав о том, что я несу послушание псаломщика в храме, она очень живо заговорила со мной о возможности посетить наш храм и, возможно, даже исповедаться. Расспросив подробно о священнике, который у нас служил, она очень взволнованно стала говорить мне о своей озабоченности. «Знаете, – сказала она, – только мне очень важно, чтобы меня там хорошо приняли. Вы расскажите священнику обо мне, скажите, что я вдовая пенсионерка, чтобы он внимательно ко мне отнесся». Ее взволнованность и тон, которым она говорила, подсказывали мне, что, обладая «необыкновенным чувством собственного достоинства», моя соседка была обеспокоена по большому счету лишь этим моментом, и, возможно, именно неуверенность этого рода препятствовала ей прийти в храм раньше. Помню, как осенила меня тогда мысль: человек, возможно, уже давно хочет прийти в храм, но останавливает его надуманная проблема! Была бы осознана проблема реальная – необходимость покаяться перед Богом – давно бы уже был человек в Церкви. Так нет, все та же борьба с «ветряными мельницами» отвлекает человека от спасительной сути.

Да, «ненастоящие» проблемы играют с человеком злую шутку, «водят его за нос». Характерной чертой человека, попавшего в «плен» таких проблем, я бы назвал неумеренную говорливость. Они любят много и подолгу говорить о своих проблемах.

При этом нередко оказываются неспособными слушать и слышать своего собеседника. Помню, попросила меня о встрече супруга одного военнослужащего. Мы встретились в храме, и я стал внимательно ее слушать. Она рассказывала мне о муже и в основном описывала, какие у нее с ним проблемы. Именно у нее проблемы с ним. Рассказывала долго, нахраписто и нудно. А я сижу и очень скоро начинаю понимать, что имею дело с подменой. В понимании этой жены все семейные неурядицы у них исходили от мужа, которого она, «пытаясь спасти семью», постоянно «пилит», устраивает скандалы, а ему не дает и слово вставить. Этот последний момент я ощутил, когда попытался вставить слово сам. Только попытавшись произнести аргумент в оправдание ее несчастного мужа, я немедленно услышал: «Да вы ничего так и не поняли. Как же вы меня слушаете?» После сего свою задачу я видел лишь в том, чтобы позволить ей выговориться. Ну, право, не говорить же мне ей о том, что проблемы ее надуманны и ей просто не хватает чуткости и внимания к своему мужу?

Да, непросто жить человеку, еще не «открывшему» Евангелие. Лишь оно может помочь ему иначе взглянуть на его жизненные проблемы. Открывая человеку истину о нем самом и об окружающем его мире, Евангелие помогает ему преодолеть искушение ненастоящими проблемами, помогает увидеть проблемы истинные и направляет его к решению этих проблем.

Сам Господь, как свидетельствует Евангелие, неоднократно выправлял искаженный взгляд на ситуацию в глазах тех, кто находился рядом с Ним. Вот, к примеру, два брата обращаются к Нему с просьбой помочь им в разделе имущества. Он не делит имущество, но выправляет их взгляд на ситуацию. Он говорит, что проблема их не в том, как справедливо все разделить, а в том, что ими движет любостяжание, которое и есть само в себе и по своим последствиям настоящая проблема. Или вспомним, как апостолы Иаков и Иоанн подошли к Спасителю с наивной просьбой посадить их по правую и по левую сторону от Себя в Царстве Небесном. Христос не решает эту «проблему», но указывает им на проблему настоящую – отсутствие в них смирения, без которого они вообще могут не войти в это Царство. Подобных ситуаций в Евангелии немало, и все они пусть и «между строк», но приучают нас избегать подобных подмен в своей жизни.

Однако «ненастоящие» проблемы – отнюдь не только удел лишь тех, кто еще не познал Истину. Сознательный христианин, в силу духовной немощи уклоняющийся от нравственных христианских истин, также может потерять контроль над ситуацией, и тогда он начинает видеть все вокруг себя в искаженном свете. Происходит это в том случае, когда в его жизни эгоистические мотивы начинают преобладать над любовью и чистотой отношений с ближним. В моей памяти очень ярко сохранился случай с одним моим товарищем. Он был очень ревностным христианином, любил читать Священное Писание, особенно непростые послания апостола Павла. Он зачитывался толкованиями святителя Феофана и мечтал поступить в духовную семинарию. Женился он рано, и очень скоро вскрылась одна его духовная проблема. Самолюбивое сердце стало очень болезненно реагировать на любые проявления своей воли со стороны молодой супруги. Выяснилось, что он слишком буквально и категорично понимал слова апостола о том, что жена должна повиноваться своему мужу во всем, забывая при этом, что муж должен возлюбить свою жену, как Христос возлюбил Церковь. Постепенно, несмотря на увещания любящего его духовника, он превратился в настоящего тирана, который последовательно «ломал через колено» свою несчастную супругу. Супруга не смогла долго это терпеть, и их брак распался…

В чем же корень этого зла? Почему мы нередко склонны видеть свои проблемы вовсе не там, где они действительно есть? В поисках ответов обратимся к святоотеческой мудрости. Преподобный Марк Подвижник писал: «Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего».

То есть человек разумный причину всякой болезненной ситуации будет искать не во вне, не в ком-то или чем-то, а внутри самого себя. Он увидит прежде всего свою ответственность в происходящем и, таким образом, поймет, в чем заключается настоящая, а не выдуманная проблема. Поняв проблему, он сумеет нащупать и решение в исправлении самого себя, а не ближнего. И, таким образом, окажется на правильном пути. Конечно, на пути у него встанут враги: самолюбие, самомнение и самооправдание. Но на то они и враги, чтобы их обнаруживать и потом побеждать. И беда, если обнаружить мы их не сумеем.

Попытаемся осмыслить это на примере. Внутрисемейные конфликты сегодня, увы, почти повседневная реальность многих семей. И это проблема настоящая. Но вырастает она, питаясь «ненастоящими» проблемами, поскольку конфликты происходят, как правило, из-за мелочей. «Сколько раз просил я ее, – рассуждает возмущенный супруг, – не вешать свои кофточки на лестничных перилах? Почему она меня не слышит?» «А потому, что мне неудобно всякий раз надевать кофту на плечики», – вдогонку рассуждает супруга, не понимающая мелочного возмущения своего мужа. Вот так и натыкается «коса на камень»: каждый прав в своем роде, и оба не правы по существу, ибо не пристало «косе» рубить «камень», а «камню» гнуть «косу»! Разве в том здесь проблема, что супруг слишком мелочен, а супруга перестала его уважать? Разве в этом их настоящая проблема? Конечно же, нет. Она в том и только в том, что не хватает у обоих снисхождения к половинке, не хватает любви, чтобы с лаской обо всем договориться.

Конечно же, наши проблемы многогранны и разнообразны и порой столь запутанны, что очень непросто зреть в корень и отличить проблему основную от производных от нее. Однако если Евангелие у нас на столе, то Бог нам в помощь!

Лакей Видоплясов, этот несчастный обитатель села Степанчикова, так и не распознавший своих реальных проблем, окончил свою жизнь в «желтом доме». Нам, надеюсь, не стоит опасаться «желтого дома», но все же пусть его несчастная судьба послужит нам в назидание.

Источник: pravoslavie.ru

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi