Цитата дня

«Получивший благодать считает себя хуже всех грешников. И такая мысль естественна для него. Чем глубже человек познает Бога, тем больше считает себя невеждой, и чем больше учится, тем больше почитает себя ничего не знающим. Помогающая ему благодать внушает ему такой образ мыслей, как естественный» (Макарий Великий)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Хранить тепло, огонь и свет

Игумен Нектарий (Морозов)

Что такое человеческий дух, какое отношение он имеет к христианской жизни, почему апостол Павел заповедует христианам не угашать его (ср. 1 Фес. 5, 19), и в чем современному человеку последовать его совету очень нелегко, а в чем – на самом деле просто?

Когда рядом почему-то хорошо

Жизнь христианина, подчиненная закону евангельскому, порой ошибочно воспринимается нами как нечто мучительное, неимоверно трудное, и даже как нечто принципиально чуждое нашему внутреннему устроению. На самом же деле она не то чтобы легка, однако когда она становится для нас самым важным, что только может быть в этом мире, мы ощущаем внутреннюю теплоту, и всё наше усердие естественным образом направляется к тому, чтобы она в нас сохранялась и чтобы этой жизнью христианской жить во всей ее полноте.

Дух, о котором говорит апостол Павел, подобен огню и свету. Огню, который согревает душу не только самого человека, но и тех людей, которые находятся рядом с ним. Мы всегда чувствуем, когда в ком-то этот дух присутствует, хотя можем и не давать этому объяснений, определений – просто нам рядом с этим человеком почему-то хорошо и легко.

И в то же время, как я уже сказал, дух – это свет. Каждый из нас, скорее всего, когда-либо чувствовал, как вокруг сгущается как бы некий мрак, и душа перестает понимать, куда идти, хотя внешне, в обстоятельствах жизни, это может никак не выражаться. Это и есть отсутствие того света, который в тропаре Рождества Христова именуется светом разума и без которого наша жизнь погружается во мрак греха и всевозможных заблуждений. К сожалению, среди нас, современных христиан, нет практически никого, кому это в той или иной мере не было бы знакомо.

Дуновение жизни

Что такое вообще дух, как понять для себя значение этого слова? Мы знаем, что есть Святой Дух – одно из Лиц Святой Троицы, но в данном случае речь идет о духе человеческом. Мы помним, что когда Господь творил Адама, Он вдохнул в его лицо дыхание жизни, и это Божественное дуновение есть в каждом человеке.

Дух – это то, что в человеке в первую очередь обращено к Богу. Можно сказать, что это способность к жизни с Богом как таковая, которая является даром, нами от Бога полученным. Тот, кто крестился в сознательном возрасте или присутствовал на таинствах Крещения и Миропомазания, помнит, скорее всего, слова, которые произносит священник, помазывая крещаемого миром: «Печать дара Духа Святаго». Что это за дар Духа Святаго? Это дар, в котором Господь дает человеку Самого Себя, и через это наш дух оживотворяется, мы получаем возможность пребывать с Богом и в этой земной жизни, и в вечности. И дальше этот дар Духа Святаго может либо в нас раскрываться, если мы даем Богу действовать в себе, либо постепенно угасать, если наша жизнь противоречит евангельским заповедям.

Дар духа в человеке неистребим, каким бы грешником он ни был. Преподобный Григорий Синаит сравнивает его с жемчужиной, которую можно зарыть в грязь, засыпать всевозможным хламом так, что потом почти невозможно будет найти, но она останется такой же чистой и нетленной, какой была изначально. Человек всегда сохраняет в себе способность обращения к Богу и возрождения духовной жизни. То, что мы видим в жизни таких святых, как преподобная Мария Египетская, святитель Нифонт Кипрский, преподобный Моисей Мурин, – как раз такое удивительное явление. Человек, казалось бы, имел в себе всецелый мрак, беспросветную тьму, и вдруг в нем воссиял свет – тот свет, который в его сердце обитал совершенно неощутимым и незримым для него образом.

Время, усердие, постоянство

Что делать, когда мы чувствуем, что тепло и свет, которые мы ощущали в начале своей христианской жизни, начинают словно куда-то утекать, и мы совсем не становимся ни теплее, ни светлее? Прежде всего, наверное, нужно понять, как эта утечка происходит – какие «трещины» образуются в нашей христианской жизни, которая должна быть цельной и в которой мы должны восходить из силы в силу.

Святые отцы писали, что едва ли не самый страшный враг христианской жизни – это нерадение. А что такое нерадение, как сказать проще? Это состояние, когда человек просто перестает делать то, что делать должно. Бывает это чаще всего по двум причинам: либо нам начинает казаться, что всё и так хорошо, так что ничего особенного делать не надо, либо мы утверждаемся в мысли, что всё плохо, и можно делать, а можно не делать – ничего, в сущности, не изменится. Чтобы с этими ложными мнениями справиться, нужно, прежде всего, понять одно: любое делание требует от человека трех вещей – усердия, постоянства и времени. И тогда, даже если чего-то не хватает – знаний, опыта, сил, – этот недостаток постепенно восполнится. Если человек быстро и легко что-то приобретает и соблазняется этой легкостью, то так же быстро и утрачивает. Если человек, напротив, осваивает что-то очень медленно и трудно и не соблазняется этой трудностью, то он в конце концов приобретет умение, которого у него уже практически никакие обстоятельства не смогут отнять.

Вторая из самых серьезных причин угасания духовной жизни – невнимание. Казалось бы, не такой уж это страшный недостаток; мы порой встречаем в повседневной жизни людей очень невнимательных – и ничего, как-то живут, и даже вроде бы не страдают от этого. Но представьте себе, для примера, ручей или неглубокую реку, по течению которой постоянно несет какой-то мусор, сухие ветки. На каком-то пороге этот сор может скопиться и перегородить русло совсем. И точно так же из-за невнимания засоряется поток нашей духовной жизни, и мы в какой-то момент понимаем, что это не поток уже, а стоячее болото. И нужно бывает очень много времени и труда, чтобы разобрать то, что в нашей душе скопилось и что мешает нам жить нормальной, полноценной христианской жизнью.

А чтобы не доводить до этого, нужно в конце каждого дня обязательно вспомнить, что мы за этот день сделали не так, сказали не так, о чем не так подумали, какие упустили из виду недолжные чувства. Нужно разобраться со всем этим и только потом отходить ко сну. Бывает, что человек такому самоиспытанию внутренне противится, поскольку не хочет привлекаться вниманием к худшему в себе – видеть, какой он «плохой». Но на самом деле эта практика дает нам возможность совершенно иную – возможность раз за разом возвращаться к лучшему в себе и обновлять в себе это лучшее, начиная каждый новый день.

Порядок на чердаке

Еще одна причина угасания духа – это обращенность человека к земле, которая не дает ему обратить свой взор к Небу. Безусловно, мы понимаем, что невозможно жить на земле и совсем устраниться от повседневных земных дел. Но каждое дело, каждая вещь для человека может быть как напоминанием о Боге, так и поводом для забвения о Нем, и это то, что зависит от нас.

У протопресвитера Александра Шмемана есть замечательная мысль – что самая обычная еда является материализованной любовью Божией. И то же самое можно сказать обо всем том, что нам необходимо для жизни телесной, чем мы окружаем себя в быту. А для того, чтобы такое отношение приобрести, важен навык: что бы ты ни делал, вспоминать, что Господь есть первопричина этого.

И еще один фактор, обуславливающий подавление духа в человеке, – это перенасыщение человеческого ума всевозможной информацией. Мы понимаем, что чем дальше, тем интенсивнее будет циркуляция в информационном пространстве – появляются всё новые технологии, новые способы мгновенной передачи огромных объемов данных. Вместе с тем нервная система и мозг человека имеют определенные ограничения в восприятии, и если изливать на них эту информацию в неконтролируемых объемах, искажается способность думать и чувствовать, и это уже не дает возможности вести нормальную внутреннюю жизнь.

Мне с детства запомнился один диалог Шерлока Холмса и доктора Ватсона, в котором Ватсон пытался объяснить другу строение Солнечной системы. Тот с английской вежливостью выслушал и сказал: «Большое спасибо, я постараюсь как можно скорее всё это забыть». Ватсон был, конечно, обескуражен, и тогда Шерлок Холмс объяснил ему, что когда человек наполняет чердак своего дома – здесь имеется в виду память – всякими ненужными, хотя, может быть, и милыми, вещами, то потом что-то нужное бывает некуда положить. И мозг человека, на самом деле, так и устроен. Поэтому нужно учиться себя останавливать и задаваться вопросом: «Принесет ли мне пользу эта информация?» Бывает, что ничего полезного мы в ней не находим, но и вреда не видим, однако дело вот в чем: то, что человек не обращает себе на пользу, враг рода человеческого обязательно постарается обратить ему во вред, и, вполне возможно, ему это удастся.

***

Духовная жизнь невозможна без непрестанной борьбы, поскольку она есть начало в нас Царствия Небесного, которое, по слову евангельскому, берется силой. Но когда жизнь в Церкви становится для человека именно жизнью духа, а не исполнением обрядов, не следованием традиции, не чем-то еще другим, это наполняет его бытие таким огнем, теплом и светом, что вся его жизнь делается совершенно другой. И это то, ради чего и бороться, и учиться, и трудиться стоит.

Источник: Православие.ру