Цитата дня

«Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем любить себя» (свт. Иоанн Златоуст)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Феодосий Великий: как не впасть в ересь

Сергей Комаров

24/11 января Церковь празднует память преподобного Феодосия Великого. Святой Феодосий жил в V-VI вв. и имя его стоит в одном ряду с такими древними отцами монашества, как Антоний, Макарий, Пахомий, Евфимий Великие.

Придя в Палестину в молодости, Феодосий поселился в пещере недалеко от Вифлеема и примером своих удивительных подвигов привлек к себе множество монахов. Со временем место его пребывания превратилось в монастырь, а еще позже стало великой Лаврой. В монастыре преподобный не только организовал строгую молитвенную жизнь, но и построил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых.

Житие преподобного полно ярких и интересных деталей: случаи прозорливости и чудотворения, влияние святого на умы императоров, свидетельства беспредельного смирения и великой любви.

Годы Феодосия пришлись на чрезвычайно насыщенный событиями и сложный период церковного бытия – проведение четвертого Вселенского собора и отстаивание его истин. Преподобный отец был твердым сторонником ороса Халкидонского собора. Например, когда возникла ересь Евтихия и Севера, и к ней примкнул даже император, преподобный твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников обличительное послание. Это не помогло. Тогда святой пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил:

«Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема».

За это преподобный был сослан в заточение, и возвратился только после смерти императора.

На феномене монофизитства стоит остановиться подробнее. Чтобы представить себе масштаб этой беспримерной трагедии в жизни Церкви, нужно знать, что в то время только в Египте насчитывалось более миллиона (!) иноков. Это уже было то самое великое египетское монашество, прославленное Антонием, Макарием, Пахомием и многими другими всемирно известными подвижниками, имевшее беспрекословный авторитет в духовной жизни страны.

И многие из этих старцев, подвижников, постников и аскетов – пали в ересь!

Восток тогда кипел вокруг сложных богословских вопросов. «Насколько Христос был человеком и насколько Богом? Как соединились в Нем эти, кажется, несоединимые начала? Сколько было в Нем природ, а сколько личностей?» — данные вопросы в то время вовсе не носили характер отвлеченных богословских рассуждений. Результат дискуссии определял и веру, и молитву, и саму жизнь. Это действительно было важно.

Например, если следовать монофизитскому учению, радость христианства и оправдание монашеских чрезмерных аскетических подвигов состоит в том, что в Иисусе Христе Его Божество вытеснило, победило человечество; после Воскресения – Он уже не человек. Следовательно, в Иисусе Христе каждому из нас открыта возможность обожиться, преодолев человечность. Отсюда борьба за внутреннего человека переходит уже в поединок против человеческой природы. Религия любви меняется на религию ненависти ко всему человеческому, призывает к борьбе с телом как с чем-то низким и недостойным.

Этому взгляду Халкидонский собор противопоставил православное вероучение: человеческая природа и Божественная соединились во Христе «неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно». Богочеловек Иисус исцелил в Себе человеческий духовно-телесный состав и явил первый пример обожения в Себе Самом. Не переставая быть человеком, Он умер, воскрес, вознесся и пребывает с Отцом в вечности в том же обоженном теле.

Если позволительно так сказать, Иисус был на 100% Бог и на 100% человек. Божество не вытеснило в Нем человечество, но исцелило его. А все, что произошло с Христом, должно случиться и с нами. И борьба наша не с телом. Естество человеческое само по себе есть добро. Страшен грех, страшны страсти, мучащие человеческую природу, страшны демоны, влияющие на нее. С ними и ведет борьбу христианин.

Огромная часть египетского монашества не приняла постановлений Халкидона и ушла в ересь и раскол. Слишком сильной оказалась установка на обожение через подавление в себе всего человеческого… Но столпы монашества устояли. Одним из них и был преподобный Феодосий. А все потому, что он был не только великим подвижником, но и хорошо разбирался в богословии, живо интересовался им.

История четвертого Вселенского Собора и житие преподобного Феодосия Великого дают нам очень важный урок.

Святитель Григорий Богослов говорил:

«тот, кто хочет изгнать из себя страсти, обязан вести аскетический образ жизни, а желающий богословствовать — должен изучить философию».

Трагедия монофизитства показывает, что есть ситуации, когда высокая подвижническая жизнь сама по себе недостаточна. Духовному опыту и образованию ума следует идти рука об руку. В некоторых случаях никакие молитвенные стояния не могут заменить, например, прочитанную книгу об истории Церкви. Конечно, и книга не способна заменить молитву. Но должно быть и то и другое, в своем месте и в свое время.

Вообще все, что есть в Церкви, имеет древнюю историю, глубокий смысл и определенное предназначение. Ничего здесь не делается просто так! Христианство – умная религия, и каждое слово и действие в ней должно быть осмыслено. Услышанное и увиденное в Церкви нужно правильно понять, а поняв – пережить. Несомненно, так было с Феодосием Великим. Безусловно, так должно быть и с нами.

Пусть преподобный Феодосий помолится сегодня о нас, чтобы мы твердо хранили Православие, и в то же время жили им. Хранение веры само по себе недостаточно. Свою веру надо знать, по вере жить, и веру проповедовать – так, как делал это преподобный Феодосий Великий.

Времена меняются, а задачи христианина не меняются. И святые отцы всегда будут ориентирами для христиан всех времен. Они задали направление, проложили путь. Дай нам Бог идти по этому пути, не сворачивая, и пусть преподобный Феодосий будет нашим помощником.

Источник: СПЖ