Цитата дня

...Ангелы принимают деятельное участие в судьбе че­ловека, если враги нападают на нас со всех сторон, то тем более светлые, любвеобильные Ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла (преп. Варсонофий)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Кто такой святой апостол Иаков Алфеев и чем он отличается от святых Иакова Зеведеева и Иакова, брата Господня?

Иерей Андрей Чиженко

Помню, учась в Киевской духовной семинарии, я пытался запомнить имена и прозвища двенадцати апостолов. Среди них были легко запоминающиеся святые с обширными подробными житиями (причем обычно их хорошо запоминать парами): братья Симон (Петр) и Андрей, Иаков и Иоанн (Богослов) Зеведеевы, Филипп и Нафанаил (Варфоломей). Запоминающийся, конечно, апостол и евангелист Матфей, Фома, апостол Индии, уверению которого посвящено целое евангельское зачало и богослужебные тексты Недели после Пасхи (Антипасхи), или Фоминой недели. И, конечно, предатель – Иуда Искариот.

Но часто трудности в запоминании происходят с остальными тремя апостолами от двенадцати – Иаковом Алфеевым, Иудой Иаковлевым (прозванным Левеем, или Фаддеем) и Симоном Зилотом (Кананитом), а также апостолом Матфием, которого избрали в число двенадцати на место отпавшего и удавившегося Иуды (см. окончание 1-й главы новозаветной Книги «Деяния святых апостолов».

Трудность с личностными характеристиками последних четырех апостолов состоит еще и в том, что в самой общине апостолов было довольно много соименных или почти соименных людей.

К примеру, апостола Иакова Алфеева не следует путать с другим апостолом от двенадцати Иаковом Зеведеевым и апостолом от семидесяти Иаковом, братом Господним. Это три разных человека. И если Иаков Зеведеев был сыном Зеведея и братом святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а Иаков, брат Господень, – сыном Иосифа Обручника от первого брака и братом апостолов от двенадцати Иуды Иаковлева и Симона Зилота, то Иаков Алфеев был сыном Алфея и братом святого апостола и евангелиста Матфея. Он так же, как и святой Матфей, до своего призвания на апостольское служение Спасителем, был мытарем. Позже верно служил Христу, на него также в Сионской горнице сошел Святой Дух. Святой апостол Иаков Алфеев позже тоже был участником Апостольского собора в Иерусалиме (ок. 49 года). Он некоторое время являлся спутником святого апостола Андрея Первозванного в евангельском благовестии. Проповедовал преимущественно в Палестине и на юго-востоке Малой Азии. Известны посещения им городов Газы, Елевферополя, Эдессы. В египетском городе Острацыне апостол Иаков Алфеев сподобился мученической кончины. Его распяли на кресте.

Примечательно, что в житии святитель Димитрий Ростовский пишет об этом апостоле от двенадцати некие таинственные слова:

«Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.
Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте.

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении».

Примечательно, что имя Иаков переводится с еврейского как «пята» или «держащийся за пяту». Вспомним ветхозаветную историю о том, что от святого патриарха Исаака Ревекка родила двойню. Исав был старшим, а Иаков младшим, появившимся на свет, буквально держащимся за пяту. Отсюда и имя (Быт. 25:20–26).

Здесь также есть некий символизм. Исаак так хотел выйти в жизнь, так хотел жить, что вышел сразу же за Исавом, словно бы торопясь, держа его за пяту. И в то же время в этом есть что-то непрерывное, Божественное и чудесное.
Вот и мы, дорогие братья и сестры, должны торопиться и желать жизни, Источником которой есть Господь наш Иисус Христос, и держаться молитвенно, деятельно за пяту святого апостола Иакова Алфеева, чтобы и нам по ходатайству этого святого сподобиться насыщаться видением лица Божия.

Святой апостоле Иакове Алфееве, моли Бога о нас!

Источник: pravlife.org