Цитата дня

«Ложь - это заблуждение разума, а зло - заблуждение воли. Признаком, по которому определяется то и другое есть суждение самого Бога... то, чему Он учит человека - истина, то, чего повелевает желать - благо, а [всё], противоречащее этому, полно лжи, полно зла» (св. Николай Кавасила)

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Святитель Алексий и его «камни» для наших «огородов»

Протоиерей Владимир Долгих

25 февраля Православная Церковь чтит память святителя Алексия Московского. Хотя все свое служение он и проходил в Москве, однако изначально был поставлен в митрополиты, с титулом «Киевского и всея Руси». В этом плане XIV век имел переходное значение. Стоит напомнить, что к моменту рождения будущего святителя Русь уже более чем полвека находилась под властью татаро-монголов, а умер он всего за два года до Куликовской битвы, произошедшей в 1380 году.

Эпоха, в которую довелось жить и трудиться святителю Алексию, отразилась и на его судьбе, но, как мы понимаем, через праведника Господь прославляется в любых условиях.

Владыка Алексия оставил нам свое «Поучение из апостольских деяний к христолюбивым христианам», сохраняющее свою непреходящую актуальность уже на протяжении более чем шестисот лет. Я не большой любитель пересказывать жития, но когда транслируешь и пытаешься анализировать мысли другого человека, очень важно понимать, каким этот человек был. Есть святые, жизнеописание которых большинству православных христиан хорошо известно, а есть такие как святитель Алексий, о котором кто-то вроде бы что-то слышал, но что конкретно, уже и не упомнишь. Поэтому, думаю, стоит отметить хотя бы основные события земного пути нашего святого.

Итак, дата рождения владыки Алексия точно неизвестна и теряется во временной древности, но, зная год его кончины, каждый, путем простых умозаключений, сможет примерно определить ее сам. Как это часто бывает с подвижниками благочестия, основы веры и духовности в него заложили родители, которые, кстати, происходили из Чернигова, однако были вынуждены переселиться в Москву из-за большой опустошенности нашествием ордынцев южных регионов Руси. В 20-летнем возрасте, в то время еще Елевферий, принимает постриг в Богоявленском монастыре с именем, которое теперь внесено в святцы.

Подвиг будущего святителя не остался незамеченным и тогдашний митрополит Феогност приближает его к себе и назначает на должность собственного наместника. В 1352 году архимандрит Алексий удостаивается епископского сана и получает в управление Владимирскую кафедру. Однако возглавлять ее ему пришлось не долго. Буквально через год умирает владыка Феогност, но при этом, успев в качестве преемника назначить своего верного помощника. Здесь мне хотелось бы вставит свою ремарку и еще раз указать на опыт подлинной монашеской жизни святителя Алексия, который предшествовал принятию столь высокого сана и должности. Мне кажется, что именно он сформировал его скромность, не смотря на обладание немалой властью.

Стоит также вспомнить, что в то время, для поставления в митрополиты Киевские, кандидату необходимо было отправиться в Константинополь и получить там соответствующую грамоту от патриарха. Святитель Феогност был греком, а Алексий – русским. Этот факт сильно смущал тогдашнего патриарха Филофея, который медлил с выдачей грамоты. Святителю Алексию пришлось около года прожить в столице Византии и святостью своего подвига доказать право быть митрополитом Киевским – чего он и был удостоен, но только в качестве исключения.

В 1357 году произошло известное событие, нашедшее даже свое выражение в творчестве русского художника Якова Капкова. К тому времени жена татарского хана Джанибека Тайдула, уже три года как утратила зрение. Последней надеждой на исцеление для нее в итоге и стал святитель Алексий. 18 августа он отправляется в Орду, где, после молебна и кропления болящей женщины святой водой, она прозревает. Это чудо прославило владыку Алексия на всю Русь.

Осязаемым памятником подвига святителя стал основанный им Чудов монастырь в восточной части Московского кремля. О приближении кончины митрополит Алексий знал заранее, что и позволило ему подготовиться к этому важному моменту в жизни каждого человека. 12 (25) февраля 1378 года, отслужив литургию и раздав благословения, святитель Алексий мирно почил.

Практически в самом начале своего «Поучения» владыка рассуждает о притче Спасителя «О сеятеле» (Лк. 5, 8-5). Содержание и смысл ее нам всем хорошо известен, но теперь, учитывая авторитет святителя, давайте прислушаемся к его наставлениям: «Итак, дети, земля сердца вашего да не будет подобна тернистой почве, которая не способна приносить плода духовного, по лености и небрежности: или – каменистой, не боящейся Бога, и – почве при пути, т. е. пусть сердце не прилепляется к временным благам, и не делается достоянием диавола, и не попирается его ногами, от которого да избавит нас Господь». Как же не прилепиться к временным благам, когда нам о них «трубят» со всех сторон? Наставление понятное, но трудновыполнимое, поэтому давайте взглянем еще вот на такие слова: «Имейте в уме своем смерть, и воскресение, и суд, и воздаяние каждому по заслугам». Отсюда сделаем небольшой вывод: когда чего-то сильно хочется, когда накрывает зависть, сребролюбие, жадность или прочие подобные пороки, стоит попробовать умом охватить всю свою жизнь – от самого ее начала, до конца, к которому мы неизбежно приближаемся. Посмотрите на свои руки, которые со временем состарятся, подумайте о своих силах, которые со временем иссякнут, взгляните и на мир, который продолжить жить своей жизнью, когда нас уже не станет. А теперь представьте, какое место в мире занимаю конкретно я, к чему стремлюсь, ради чего жил и ради чего живу сейчас, что сделал, чего достиг, какую все это имеет ценность, что после себя оставлю? Все это хорошо отрезвляет и помогает правильно расставить приоритеты, а если уж чего нехорошего натворили, то пока еще есть возможность исправить, во всяком случае, себя так точно.

Есть у святителя Алексия и «камень» для «огорода» современных номинальных христиан, коих вокруг нас большинство. Он пишет: «Если кто не признает Иисуса Христа Сыном Божиим, – во плоти пришедшаго Бога и человека, тот не от Бога, а от антихриста». Многие сегодня любят рассуждать о вере «в душе», так пусть же тогда сами себе ответят: в Кого (или кого) они верят? Каков их Бог? Кто Он? Что Он сделал для людей, чего ждет от нас? И т.п. Получается, что если те, кто именует себя христианами не верят в Христа, как в «во плоти пришедшаго Бога», то значит они и не христиане вовсе, а, по слову святителя, даже антихристиане. Взглянем на еще один «камень» для любителей ограничиться болтовней о вере: «Оставьте все свои дела, – пишет митрополит Алексий, – спешите на церковную молитву без лености и не говорите так: помолимся дома, ибо такая молитва ничего не значит без церковной молитвы. Как дом не может согреться дымом без огня; так и домашняя молитва без церковной». Если даже просто домашней молитвой христианину невозможно ограничиться, то что уж тогда говорить о пустых рассуждениях на религиозные темы за кухонным столом или на лавочке в парке.

Не стоит и нам особо расслабляться, так как у святителя Алексия для нас также есть наставления, которые без укора совести читать невозможно: «Заботьтесь же, дети, о том, чтобы не прогневить Бога своим разговором в церкви. И с этого времени да удалится от вас такая безбоязненность, как церковный разговор, и неприличное стояние в церкви». Комментарии здесь будут лишними, каждый, думаю, прекрасно понял о чем речь. Если мы уж заговорили об отношении к храму, то нельзя не упомянуть и о таинстве Евхаристии: «Знамение овцам словесного стада Божия, – пишет святитель, – то, чтобы они были причастниками тела и крови Христовой. Вы же, дети, овцы словесного стада, не пропускайте ни одного говения без такого знамения, но будьте причастниками Тела и Хрови Христовой». Постимся мы постоянно – более половины года – а потому, исходя из процитированного наставления, соответствующим образом и причащаться нужно. Сегодня уже многие христиане, в своей духовной жизни, возродили практику причастия практически на каждой литургии, а слова святителя Алексия нас в этом только укрепляют.

Свое «Поучение» владыка завершает пожеланием, чтобы всякий его прочитавший, сохранил воспринятое в сердце и исполнил «не только словом, но и делом». Через эти небольшие наставления, да сподобит нас Господь, вместе со святителем Алексием, митрополитом Московским (Киевским), быть сопричастниками блаженной вечности в горнем Иерусалиме.

Источник: pravlife.org