Цитата дня

Дай Бог, чтобы хоть в конце жизни вкусить плодов истинной свободы, которую даст Христос Своим ученикам. (Игумен Никон (Воробьёв))

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 За изучение Библии – в тюрьму. Как относились к Библии новомученики.

Протоиерей Андрей Гавриленко

Писание – письмо, переданное нам от Бога. Оно драгоценно и прекрасно. Его нельзя читать как простую литературу, так как оно пронизано Святым Духом и Божественным светом. Писание – это великое Слово Великого Бога, обращенное к человечеству. Оно – пища для души и успокоение в скорби. Библия – вечная духовная книга и отношение к ней особое: возвышенное, трепетное и духовное. Наши Отцы, новомученики и исповедники ушедшего века с великой любовью искали духовной мудрости и поддержки из Откровения.

Огонь веры в тюрьмах и лагерях пылал Библейским светом. В этих местах плача верные желали быть все время со Словом Божиим. Сщмч. Серафим (Звездинский) сокрушался, что ему в Бутырку в 1923 г. не смогли передать Библию. Полтора десятилетия спустя в лагерной больнице умирал от тифа сщмч. Анатолий Одесский, в руках был крест и Евангелие, крест вырвали безбожники и взялись за Евангелие. Мученик, из последних сил обнимая Благовестие, перевернулся на живот и так предал дух, подобно иконописным святителям с Евангелием в руках.

Великое дело разумения Писания невозможно без духовного подвига. Неслучайно среди новомучеников, созидавших терпение в скорби, мы находим и толкователей Писания. Весомая часть духовного наследия сщмч. Онуфрия (Гагалюка) это толкование на разные места Писания, которое в свободном доступе используют уже современные исследователи.

Особо поражает короткий, но удивительный по содержанию, дневник сщмч. Григория (Лебедева). Это дневник размышлений над Евангелием. Тут глубина концентрации смыслов для души «здесь и сейчас». Каждое евангельское слово он обращает к душе. Из Божия Слова новомученик извлекает поддержку, укрепление и вразумление в данный момент и в данных обстоятельствах. Это богословский шедевр в духовном понимании Писания. Так, на слова благовещения архангела «У Бога не останется бессильным никакое слово» святитель пишет: «Если Божие слово уже дает наглядные доказательства своей силы, то откинь душевную вялость, укрепись в верности, вооружись мужеством, зная, что Исполнивший часть Своих обетований всемогущ и верен исполнить всё. Потому – иди крепко, не поступайся истиной Бога, воодушевляйся обетованиями Бога. Помни, что «праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя», сказал Господь (Евр. 10, 38). И еще: «йота едина, или едина черта не прейдет из закона» (Мф. 5, 18). «Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя» (Пс. 36, 34).

Мученики не только искали поучения в законе Господнем «день и ночи», но и страдали за изучение Библии.

28 января 1933 года власти очередной раз арестовали одного из членов Священного Собора 1917-1918 гг. сщмч. Иоанна (Артоболевского). Вместе с ним были арестовано тринадцать человек. Все они обвинялись в том, что собирались для бесед на религиозные темы, на которых будто бы вели антисоветскую деятельность. Все дело там сводилось к истолкованию Слова Божия, совокупному обмену мыслями по поводу прочитанного стиха или отрывка.

На допросе в 1931 году один из обвиняемых показал, что отец Роман Медведь три раза в неделю устраивал в храме беседы: один раз с юношами и два раза со взрослыми, причем с обменом мнениями текста из главы Евангелия. «По воскресеньям и утром и вечером после богослужений растолковывалось Евангелие…читалась святоотеческая литература, проводились беседы, в которых объяснялось богослужение. Каждый из присутствующих мог задать вопрос и сам поделиться своими мыслями, после всех говорил отец Роман».

Сщмч. Федору Колерову было объявлено, что смертный приговор утвержден. Священник не мог в камере вести дневник, тюремщики бы всё равно его отобрали и уничтожили. Но в словах Евангелия и в молитвах святых он находил то, что чувствовал в тот момент сам и подчеркивал эти строки. Так появился своеобразный дневник чувств и переживаний священномученика, написанный святыми. В последние дни своей земной жизни на полях канонника, бывшего у него с собой в камере, отец Феодор записал: «20, 21, 22 ноября – плач 3 дня». «С 23 на 24 ноября, в 3 часа ночи – акафист Иисусу Сладчайшему». А вот и подчеркнутые строки, которые были близки душе: «Душе моя, душе моя востани, что спиши? Конец приближается, воспряни убо…». «Ныне отпущаеши раба твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром…». «Скажи ми Господи кончину мою, и число дней моих кое есть, Век мой скончевается и страшный Твой престол готовится: житие мое мимоходит, даждь славу Имене Твоему ради…».

Библия – напоминание о небе. Сщмч. Иоанн Восторгов как то сказал: «Народ, забывший о небе, недостоин жить и на земле». Новомученики неустанно напоминали о важности духовного познания Слова Божия.

Сщмч. Фаддей (Успенский) в день памяти Петра и Павла обличал христиан, не желающих знать Писания. Очевидно, братие, должны бы быть всегда живы в нас эти образы апостолов, «весь мир ученьми своими просветивших и вся концы, следовательно и нас, ко Христу приведших». Но, то ли видим мы в действительности? Как немногие из нас читают их писания и как мало стараются уразуметь их! Как часто с полным равнодушием оставляем мы «слово Божие, живое и действенное, во век пребывающее», проникающее в самые сокровенные мысли души и обличающее их со всею ясностью (Евр. 4, 12–13), и обращаемся к мудрости земной, «по стихиям мира» (Гал. 4, 9; Кол. 2, 8), нисколько не раскрывающей нам Божественной премудрости, сокрытой во всем мире и в жизни человечества!».

Священномученик Андроник Пермский ратовал у себя в епархии, как и многие другие святители-мученики его времени о духовных беседах и о евангельской проповеди. Он советовал пастырям как можно чаще обращаться к Евангелию: «Стесняющиеся пастыри пусть для своего ободрения знают, что ведь никак не мудрые, сравнительно с ними, все сектантские начетчики – большей частью простые люди, они умеют назидать своих слушателей, воодушевить их любовью к Евангелию и отвлечь от Матери Церкви. Пусть священники приложат свое старание к этому делу. Для сего пусть обязательно читают Святую Библию – живое слово Божие. Там они найдут и источник воодушевления, и собственного умудрения, и назидания для слушателей судьбами управляющего всеми Промысла Божия, и противовес односторонним вычитываниям сектантским. Пусть чтение Библии, особенно Нового Завета, будет ежедневным благоговейным уроком, пусть оно будет беседой с Самим Богом».

Но, не следует ограничиваться только проповедью за литургией. Нет, помня завет святого Апостола Павла святому Апостолу Тимофею (2Тим. 4:2), пусть всякий священник помнит, что ему нужно своих духовных чад умудрить во спасение, просветить светом Евангелия Христова, привести ко Христу и сказать ему: се аз и дети, их же дал ми еси. Поэтому, пусть он постарается и за другими богослужениями хоть краткое слово назидания от Евангелия предлагать молящимся, питать их душу хлебом Божиим».

Подлинно, Писание – основа веры и основа подвига. Великие праведники желали иметь его в тюрьмах, но было запрещено. Они в смертном порыве держались за надежду, открытую нам в Благовестии. Учили, что Слово Божие – добрый спутник подлинной духовной жизни. И сейчас, когда свободно дома лежит Библия, необходимо вспомнить, что её сохранили нам в двадцатом веке в тюрьмах и лагерях наши новомученики, чтобы мы знали Писание и жили согласно ему.

Источник: pravlife.org

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi