Цитата дня

«С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его,тогда на сердце нашем как бы камень ложится» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Духовные советы митрополита Антония (Паканича): 20 вопросов о боли, любви, смерти, страданиях и верности

25 августа исполняется 50 лет митрополиту Антонию (Паканичу), управляющему делами Украинской Православной Церкви, ректору Киевских духовных школ. Юбилей – это всегда повод подвести некоторые итоги, оглянуться назад, наметить последующие шаги… Рассказать о главном. О ценности человеческой жизни, боли и страданиях, любви и доверии – откровенный разговор с юбиляром.

– Владыко, зачем нужны страдания?

– Страдания – это встреча человека с Богом. Лицом к лицу. Неизбежность страданий и боли – трагедия человека и его же спасение. Мы живем в страхе перед возможными страданиями, неизбежной болью, неотвратимой смертью. Мы ежимся от предчувствия приближающейся борьбы за свою земную жизнь. Так устроено человеческое естество, ограниченное рамками земного сознания.

– Насколько необходимо сопротивление страданиям? Следует ли быть к ним готовым?

– Готовиться к смерти нужно с рождения посредством разрушения земных рамок, земного восприятия, мироощущения, бытия. Выбираясь из греховного кокона, мы рождаемся для небесного существования уже здесь, на земле. По мере духовного переосмысления и высвобождения появляется понимание истинного смысла многих вещей, в том числе меняется отношение к смерти и страданиям: они перестают давить прессом неотвратимости, ужаса и открывают горизонты Богопознания, свободы и настоящей любви.

– Как научиться такому переосмыслению? Оно возможно всем?

– К этому должен прийти каждый верующий христианин. Без постоянной работы над собой встреча со Христом может не состояться. Без понимания истинного смысла жизни и ее конечной цели нельзя двигаться навстречу Господу, Его свету, возможно только блуждание впотьмах.

«Мы приходим в сей мир не для того, чтобы наслаждаться им, а чтобы спастись от него. Подобно как люди идут на войну не для того, чтобы наслаждаться войной, а чтобы спастись от войны… И как солдаты считают дни своей службы и с радостью думают о возвращении домой, так и христиане постоянно думают о конце этой жизни и о возвращении в свой Дом», – говорит святитель Николай Сербский.

– Как полюбить страдания?

– Любовь – это отсутствие страха, доверие. Принимая все происходящее в нашей жизни как должное, с верой в высший Промысл, полностью доверяя Создателю, мы приходим к пониманию, что все во спасение, что Господу виднее. Абсолютное доверие Богу, принятие Его воли освобождает от бунта и недовольства, которые ведут к разрушению личности, к ненависти и страху.

– Страх перед болью естественен для человека. Разве возможно совершенно перестать бояться ее?

– Не нужно убегать от себя. Это невозможно, а значит – бессмысленно. Боль – это часть нас. Бывает боль созидательная, через которую нужно пройти. Человек, проходящий с благодарностью, без ропота сквозь тоннель боли и страданий, выходит к свету с другим мироощущением, расширенным горизонтом, обновленный и просветленный.

Но случается также боль разрушительная: человек впадает в ужасное уныние от страданий, страшное недовольство и ненависть начинают разрушать его. В таком случае необходимо комплексное лечение, многоуровневое: медицинское, психологическое и духовное.

Болезни и страдания, принятые с мужеством, терпением и благодарностью, воспринимаются как христианский подвиг.

– Отчего в мире появились болезни, смерть?

– Болезнь и смерть неестественны для человека. Они вошли в этот мир только из-за грехопадения первых людей. В Священном Писании сказано, что Господь не является Творцом смерти. Ее причина – зависть диавола к человеку. Премудрый Соломон пишет: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2: 23–24). Поэтому все, что связано с болезнями и страданиями, изначально чуждо для человека и потому, естественно, вызывает в каждом из нас страх и неприязнь.

– Чего следует бояться?

– Бойтесь осуждать других, ближнего. Это одно из самых больших преткновений на пути в мир горний, коварная ловушка для человека. Судить всех будет единственный всесправедливейший Судья – Господь Бог.

Осуждая людей, мы впадаем во множество других грехов: гордыню и высокомерие, ложь и клевету, тщеславие и лукавство, зависть и мстительность…

Осуждение неумолимо губит и очерняет душу и отдаляет нас от Царствия Небесного. Главное же – отвлекает от самопознания: мы, забывая о собственной душе, роемся без приглашения в чужой.

– Как бороться с осуждением?

– Исповедовать регулярно этот грех. Также нужно постоянно одергивать себя и останавливать. Попробуйте соблюдать следующее правило: как только плохо подумали или осудили другого человека, сразу же читайте за него Иисусову молитву (3 раза) и «Богородице Дево, радуйся» (3 раза).

Люди на всё смотрят со своей колокольни. Настоящие причины поступка того или иного человека известны только Господу Сердцевидцу. «Чужая душа – потемки», – точно подметил классик. Поэтому правильнее заняться собственной персоной, тратить же бесценную и единственную жизнь на «полоскание» чужой души глупо и бесперспективно.

Осуждение – дорога в никуда.

– Откуда берется любовь?

– Любовь – это дар Божий. Она милостиво даруется нам Господом. Даруется щедро и непрестанно. И наша задача – увидеть любовь Божию, уловить, распознать ее. Для этого нужно раскрыть свое сердце навстречу Жизнедавцу, оставив страх. Страх нелюбви. Господь любит каждого! Он не изменяет Своей любви. Настоящая любовь не умирает, а живет вечно.

Митрополит Антоний Сурожский повторял слова одного французского писателя: «Сказать человеку: “Я тебя люблю” – то же самое, что сказать ему: “Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь”…»

– Как распознать любовь? Как ее услышать?

– Если бы человек оторвался от ежедневной суеты и прислушался к Вечности, он бы услышал музыку любви, звучащую повсюду, наполняющую каждый миг нашего бытия и каждую клеточку нашего существа. Нужно чаще поднимать глаза к Небу.

Следует бояться, чтобы любовь Божия не упала, подобно зерну, в необрабатываемую землю, заросшую сорняками и терниями. Сорняки – это житейские заботы, которые часто заглушают звучание Божественной любви. Христианство не против заботы о материальном благополучии людей. В Евангелии нет призыва к борьбе с теми, кому Творец дает таланты улучшать земную жизнь; оно говорит о том, что заботы о земной жизни не должны стать смыслом жизни и перекрыть для нас Слово Божие – дыхание Его любви.

– Как победить грех?

– Своими силами мы никогда не сможем победить в себе грех. Для этого нам необходима всесильная помощь Божия, ведь только Всевышний имеет власть исцелять грехи. От человека только требуется одно: желание очиститься.

– Какая свобода дана человеку?

– Церковное Предание говорит, что абсолютной свободы не бывает. Создатель даровал человеку возможность выбора: либо Бог, либо грех, а следовательно – либо жизнь, либо смерть. Поэтому человек становится либо рабом греха, либо рабом праведности.

– Что является самой большой ценностью?

– Верность. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16: 10), – говорится в Евангелии.

Верность – это альфа и омега нашего бытия как в отношениях со Своим Творцом, так и в человеческих отношениях. Без верности невозможно ничего создать, родить, организовать… нельзя двигаться вперед.

Благодаря этой добродетели Церковь выстаивала во времена гонений. Верность – единица измерения человечности.

– Что нужно для того, чтобы быть счастливым?

– Очень мало. Мир в душе. А вот достижение этого состояния требует огромных усилий и трудов.

– Как найти дорогу ко Христу?

– Через покаяние. Христианство – это религия покаяния. Только через покаяние открывается пред человеком дверь в Вечность. По словам преподобного Исаака Сирина, покаяние – это трепет души человеческой пред вратами Царства Небесного. Только имеющему дух покаяния открывается Бог.

– Как постичь Господа?

– В тайну жизни Триипостасного Бога человеческими усилиями проникнуть невозможно.

В то же время Он очень близок к человеку. Этого мы порой недооцениваем. Святитель Афанасий Великий так и говорит, что путь к Богу не настолько уж и далек, ведь Господь ближе к каждому из нас, чем нам кажется, – Он в нас самих. Для того чтобы Бог открылся человеку и он был способен принять Его откровение, нам нужно следовать заповедям Своего Создателя.

– Как должно прожить земную жизнь?

– Человеку надо жить в любви и мире. Только любовь может преодолеть все соблазны и нестроения, с которыми мы сталкиваемся в земной жизни. Любовь – это единственная сила, способная победить любое зло. Только любовь может открыть дверь спасения – дверь в вечное Царство Христово. В любви кроется счастье.

– А что такое счастье?

– Счастье – это состояние, когда тебя любят и когда любишь ты. Человек счастлив, когда в его душе находится Бог.

– Для чего создан человек?

– Для бессмертия. И каждый из нас должен приобрести его здесь, на земле.

Не гордыне следует быть для нас стимулирующей силой, ведь она, подобно диавольскому золоту, в мгновение ока превращается в глиняные осколки. Только подлинное смирение помогает людям иметь твердое основание в земной жизни и дает надежду на вечную жизнь во Христе. В этом наше счастье.

– Что бы вы пожелали современному человеку? Что самое главное?

– Победить себя. Каждый из нас призван стать героем. А подлинный герой – это герой духа, это тот человек, который победил себя, свои страсти, свое самолюбие.

Желаю каждому стать подлинным героем, стремящимся к главной цели – жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем.

С митрополитом Бориспольским и Броварском Антонием (Паканичем)
беседовала Наталья Горошкова

Источник: Православие.Ru