Цитата дня

«Паче всего должно украшать себя молчанием; ибо Амвросий Медиоланский говорит: молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни одного. И паки некто из отцов говорит: молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего (Добротолюбие, ч. II, гл. 16)» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Почаевская икона Богородицы: удивительное чудо рядом с нами
Протоиерей Владимир Долгих

pochaev B M mО заступничестве Божией Матери можно говорить чуть ли не бесконечно.

У каждого христианина или христианки, как правило, найдется свой рассказ о том, как были услышаны обращенные к Богородице молитвы. Сказать несколько слов о нашей Небесной Заступнице хотелось бы и в день празднования памяти Ее Почаевского образа, почитаемого Православной Церковью 5 августа.

Когда открываешь приложения наших календарей с перечнем чудотворных икон Богородицы, то просто удивляешься их обилию. Однако, как, думаю, многие знают, именно иконопочитание является одним из наиболее распространенных упреков в идолопоклонстве православных со стороны различных протестантов. Ну, начать нужно хотя бы с того, что в греческом языке термины «идол» (εἴδολον) и «икона» (εἰκών) имеют совершенно различное значение. В таком случае хочется прям «ткнуть» в слова апостола Павла: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?… гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (Рим. 2,21-22). Конечно, можно также напомнить таким оппонентам, что догмат иконопочитания был установлен еще за семьсот лет до появления первых протестантов, но давайте лучше напомним себе самим о том, почему, собственно, иконы так дороги для нас.

Как показал один из самых ревностных защитников иконопочитания – прп. Феодор Студит – на иконах мы изображаем не человеческую природу в общем, а конкретную личность. Здесь еще можно привести известные слова прп. Иоанна Дамаскина, что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу», именно поэтому икона является средством общения с Богом, святыми и, конечно же, Богородицей. Отдельные образы Божия Матерь выбирает для особого проявления своей заботы о мире и людях. Мне кажется, что Почаевская икона в этом плане имеет большое значение, так как она находится в Почаевской Лавре, а это, в свою очередь, последний крупный «форпост» Православия при движении на Запад.

У свят. Амвросия Медиоланского есть просто замечательные слова о Богородице, прекрасно характеризующие нашу Небесную Заступницу: «Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьей Своих мыслей. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

Когда читаешь этот небольшой отрывок, то будто ощущаешь тихое и спокойное величие Богородицы. Мне кажется, что именно такой она явилась 5 августа (23 июля) 1675 года над Успенским монастырем, когда насельники и прихожане обители, по повелению игумена Иосифа (Добромирского), молились о защите их от вторжения татар. Мы помним, что именно в честь этого явления и был установлен день чествования Ее Почаевского образа. Только давайте представим разъяренность и азарт завоевателей готовившихся к захвату, как им казалось, легкой добычи. А ведь тогда, в XVII веке, ни ограда, ни постройки Успенского монастыря не представляли собой сколь-либо серьезного фортификационного сооружения. И вот татарские ятаганы наточены, колчаны заполнены стрелами, а на небе возникает спокойная и величественная фигура Богородицы «омофор белоблистящийся распуская». В своем отчаянии и разочаровании татары попробовали пустить стрелы в Божию Матерь, но тем было хуже для них, ведь «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», т.е. стоящей выше всякого ангельского чина, было совсем не сложно развернуть эти стрелы обратно. По всей видимости, горячность завоевателей, приведшая их к предполагаемой легкой добыче, сыграла и добрую службу, ведь после этого чудесного явления многие из татар продолжили свою жизнь уже в качестве иноков того монастыря, которые они пытались захватить.

Среди зафиксированных свидетельств чудотворного заступничества Богородицы посредством Ее Почаевского образа есть много удивительных рассказов. Можно вспомнить и кучера графа Николая Потоцкого, которого тот пытался застрелить, но такой надежный пистолет впервые дал осечку и взмолившийся Божией Матери слуга остался жив. Можно также освежить в памяти и рассказ о том, как незрячая девочка Анна Акимчукова в 1832 году исцелись от слепоты, преодолев более двухсот километров со своей семидесятилетней бабушкой, пройдя из Каменец-Подольска до Успенского монастыря. И сегодня вереница христиан ищущих помощи и заступничества у Почаевского образа Богородицы не иссякает.

«За что так высоко чествуют Матерь Божию, не только выше всех святых людей, но даже Ангелов и Архангелов?», – как-то спросила у свят. Феофана Затворника одна молодая красавица. И он ответил, что ни Ангелы, ни Архангелы, ни Херувимы и ни Серафимы не имели и не имеют столь существенного и тесного участия в деле устроения спасения человечества, как Богородица. Далее святитель продолжил: «Надлежало Сыну Божию и Богу восприять в Свое лице естество человеческое, и без сего не могло быть устроено наше спасение... Естество сие взято из Приснодевы через наитие Святаго Духа и осенение силы Вышнего. Ангелы же и Архангелы служат при воплощении внешне, не входя внутрь существа дела воплощения: тогда как Божия Матерь в самое существо его входит. За то и чествуется выше всех тварей... В силу сего же существенного участия и воплощении, и заступлении Ее за нас сильнее всех». Именно поэтому, по мнению свят. Игнатия (Брянчанинова), ко всем святым мы обращаемся со словами: «Молите Бога о нас», – а к Богоматери: «Спаси нас».

К сказанному еще хотелось бы добавит мысль свят. Григория Паламы о том, что Приснодева Мария является как бы единственной границей между сотворенным и несотворенным Божественным естеством. Я понимаю, что эти слова могут немного смущать, но свят. Григорий далее поясняет, что Она есть место Невместимого и потому все восхваляющие Бога, воспевают Ее после Бога. Именно Богородица является причиной всей благословений и даров человеческому роду, Подательницей настоящих и Ходатаицей о вечных. «Она, – продолжает свят. Григорий Палама, – основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она – слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она – начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее Иисуса Христа, Господа нашего».

Сложно что-либо добавить к сказанному святыми отцами. Приведенные мысли облекают в словесную форму то удивительное почтение, благоговение, трепет и любовь, которые ощущает каждое христианское сердце по отношению к нашей Пречистой Заступнице. Почаевский образ Богородицы – одно из многочисленных и ярких свидетельств того, что переселившись в Небесные Обители, предстоя Престолу Божию, Богоматерь не оставляет своих молитв за весь человеческий род. Не нужно искать чудес где-то далеко, они здесь, рядом с нами, в рамках одной непродолжительной поездки на автобусе или автомобиле. Каждый из нас, при желании, может приехать и поклониться Почаевской иконе, столько столетий источающей благодеяния всем, кто к ней приход.

lilia 1

Источник: Правлайф

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi