Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Почему одни люди помогают другим, или о даре милосердия

Сергей Худиев

Совершая дела милосердия, мы встречаем Бога. Милосердие обращено к людям, которые не могут нам воздать — и нередко к людям, которые воздают чем-то плохим. Пятым в перечислении плодов Святого Духа у Апостола (Гал. 5:22) идет милосердие. Милосердие — соответствующее греческое слово обозначает «доброту» в довольно широком смысле — это как способность приходить на помощь ближнему в его нуждах, так и способность снисходительно относиться к его недостаткам. Священное Писание подчеркивает в милосердии его незаслуженный характер. Как говорит Господь, «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:32-36).

Мы можем делать что-то хорошее другим людям для того, чтобы получить что-то взамен. Поддержать отношения, которые нам еще понадобятся. Дать взаймы человеку, который при случае даст взаймы нам. Сделать вложение, которое к нам еще вернется. Прорекламировать нашу компанию. Просто почувствовать себя приятно — мы сделали что-то хорошее. Что-то обязывающее мироздание вернуть нам с процентами. Это совсем не обязательно плохо — одна известная фирма, производящая витамины, отправляет их вместе со своими врачами в какие-то глухие деревушки в Африке, где дети слепнут от нехватки определенных витаминов, снимает про это документальные фильмы и проводит рекламную кампанию. Дело прекрасное, доброе и достойное, но Евангелие говорит о том, что мы призваны проявлять милосердие и тогда, когда ничего с этого не получим.

«Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14:12-14).

Милосердие обращено к людям, которые не могут нам воздать — и нередко к людям, которые воздают чем-то плохим.

Любой христианин, который берется служить нуждающимся, вскоре обнаруживает, что далеко не все из них — приятные люди, спешащие выразить свою глубочайшую благодарность. Часто это люди сильно битые жизнью, разрушенные крепкими напитками и склонные к выдумыванию небылиц, призванных разжалобить даятеля. Нередко людям трудно пережить свою нужду в помощи, которую они воспринимают как унижение — как сказал один подвижник, «людям будет трудно простить вам ваши благодеяния». Они могут обрушивать резкие упреки и обвинения на тех, чья помощь кажется им недостаточно эффективной. Они могут просить денег на выпивку и горько жаловаться, не получив их. Благодетель может быть лишен и материального, и эмоционального вознаграждения за свои труды.

Именно поэтому мы и говорим о милосердии как о сверхъестественном даре Святого Духа. Даре, который более всего уподобляет людей Богу. Любовь, которая проявляет себя в бескорыстной щедрости — основа мироздания.

Бог творит мир из бескорыстной любви; Троица полностью самодостаточна, у Бога нет никаких нужд, которые Он бы искал восполнить за счет творения. Существование — чистый подарок, который Он делает всем нам. Людям, ангелам, птицам и галактикам.

Бог поддерживает мир в бытии из бескорыстной любви; каждый следующий вдох, который мы делаем, каждый открывшийся нам вид, каждый глоток воды — его щедрый подарок, за который мы никогда не сможем расплатиться.

Бог не спрашивает, достойны ли я или вы сегодняшнего утра; Он просто дает. Более того, в основании нашей веры лежит Дар, которого мы не заслуживаем и не могли бы заслужить — Искупление, совершенное для нас Христом. Христос не умирает за людей, которые этого достойны; Он умирает за врагов, за тех, кто противится Ему и оскорбляет Его.

Поэтому, именно совершая дела милосердия, мы встречаем Бога. Выдающийся американский генетик Френсис Коллинз описывает одно из событий, которые привели его, некогда атеиста, к христианской вере. Он, как врач, поехал в Африку, чтобы какое-то время помогать в больнице. Условия, в которых он пытался помочь местным жителям, приводили его в глубокое уныние. Он вообще сомневался, что ему стоило ехать. Как-то, почти чудом, ему удалось спасти жизнь одному крестьянину. Он оказался верующим и сказал ему: «У меня, такое чувство, что вы спрашиваете себя, зачем сюда приехали. Я знаю ответ. Вы приехали сюда ради меня». Коллинза глубоко поразили его слова. Как он пишет, «Слезы облегчения затуманили мне взгляд, когда я понял, что он совершенно уверен: в этом странном месте я, пусть всего одно мгновение, находился в гармонии с волей Бога, по которой между мной и молодым нигерийским крестьянином установилась самая неправдоподобная и чудесная связь.

Я не умел научно объяснить свои переживания.

Теория эволюции была бессильна ответить, почему привилегированный белый стоит у постели больного африканца и каждому дается нечто исключительное. Это было милосердие в смысле Льюиса — любовь, которая не ищет воздаяния, чье существование бросает вызов материализму. Она сама есть высочайшая радость, какую может испытать человек.

Сделав что-то важное для человека, во всех отношениях чужого, человека, который никогда (в материальном смысле) не смог бы воздать ему, этот врач осознал присутствие Бога.

Однако милосердие — это нечто большее, чем переживание. Это определенная черта характера, упорство в добродетели, которое держится не на переживаниях и даже несмотря на переживания — верность воле Божией несмотря ни на что. Это определенный навык — как привычка жертвовать какую-то часть зарплаты благотворительному фонду, например. Может быть, сначала очень небольшую — но, делая хотя бы это, мы даем Святому Духу пространство, чтобы действовать в нашем сердце дальше.


Источникfoma.in.ua