Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Человек слова
Обязательно ли верующему хорошо говорить

Александр Ткаченко

Как слово участвует в нашей жизни, необходимо ли оно только лишь для связи с внешним миром, или наша душа нуждается в нем сама по себе? Правда ли, что вопрос владения речью — это вопрос о мере нашей человечности?

Кто прав с точки зрения христианства — монахи-молчальники или блистательные проповедники? И, наконец, так ли уж нужно христианину быть грамотным?

Молчи, скрывайся и таи?

О взаимосвязи слова и мысли сказано уже так много и так по-разному, что даже непонятно, с чего начать. Вот, казалось бы, совершенно очевидная истина, сформулированная французским поэтом Никола Буало: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Вряд ли кто-либо возьмется оспаривать это простое утверждение. Но тут же приходят на ум знаменитые строки Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь», где столь же очевидно выражена идея неизбежного искажения мысли при словесном выражении. То есть сколь бы ты ясно ни мыслил, но, высказав мысли вслух, эту ясность обязательно замутнишь. Поэтому:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои…
…Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..

И Буало, и Тютчев говорят примерно об одном и том же — о слове как о средстве выражения мысли. И у одного, и у другого звучит идея первичности мысли по отношению к слову. Однако любой мало-мальски внимательный к себе человек без труда может заметить, что мир его «таинственно-волшебных» дум сам по себе весьма неупорядочен, мысли его хаотичны, непрерывно сменяют друг друга и все время норовят выйти из-под контроля.

Для верующих людей эта чехарда мыслей лучше всего заметна на богослужении, когда приходишь в храм и пытаешься сосредоточить свое внимание на молитвах, которые читает священник или поет хор. Сразу можно убедиться, что наш ум почему-то категорически отказывается работать в эту сторону. В голове начинают роиться мысли, ничего общего с богослужением не имеющие. Хор поет: «Господи, помилуй». Мы усердно крестимся, кладем поклоны, но думаем при этом о новом фильме, о ремонте квартиры, о том, что детей нужно летом отвезти к морю. Потом ловим себя на этих мыслях и снова пытаемся сосредоточиться. И почти тут же, под пение слов «Всякое ныне житейское отложим попечение» обнаруживаем, что в голове по-прежнему — зимняя резина для машины, чей-то прошедший день рождения, завтрашняя планерка… Короче, там все что угодно, кроме молитвы.

И единственным инструментом, который способен упорядочить в нашем сознании этот своевольный поток мыслей, является… слово. Да-да, то самое слово, которое, по мнению Буало и Тютчева, является лишь продуктом нашего мышления, на самом деле организовывает его, делает целенаправленным, придает ему определенные формы. Наверное, каждому студенту помнятся вну­­т­ренние монологи, обращенные к самому себе во время подготовки к экзамену: «А ну прекрати немедленно думать про всякую ерунду! Еще двадцать билетов не выучено, давай, работай!» Конечно, слова в таких монологах у каждого были свои. Но это именно слова, а не какие-то абстрактные «таинственно-волшебные думы», воспетые Тютчевым.

Так что же это такое — слово? Озвученная и искаженная мысль — или же основное орудие мышления? Как ни странно, оба эти утверждения верны. И объясняется эта двойственность тем уникальным положением, которое занимает речь в становлении человека не только как личности, но даже как представителя биологического вида.

 Девочка и волки

«Он такой же, как и мы, только без хвоста» — так бандерлоги в сказке Киплинга определили Маугли — ребенка, воспитанного в джунглях волками. Самые глупые обитатели джунглей, конечно же, ошибались. Человек не просто бесхвостая обезьяна, и Маугли очень убедительно доказал это всем желающим, продемонстрировав свое владение огнем и холодным оружием.
Безусловно, Киплинг был прав. У любого животного огонь вызывает инстинктивный ужас, и только человек способен приручить этот страшный «красный цветок». И пользоваться «железным клыком» тоже способен лишь человек, научившийся с помощью прирученного огня выплавлять металл из руды. Но все же самое главное отличие людей от животных — владение словом — Киплинг так и не назвал. Между тем еще античные мыслители, а вслед за ними и святые отцы прямо называли человека — словесным существом, именно через дар слова определяя нашу уникальность и божественность нашего происхождения. И в этом смысле автор знаменитой сказки допустил запредельное преувеличение, наделив человеческим разумом своего не владеющего человеческой речью героя.
Если рассмотреть истории реальных детей-маугли, в раннем возрасте похищенных животными и воспитанных ими, то никаких оснований для киплинговского оптимизма мы там не увидим.

Таких историй описано уже более трех десятков, и результат каждый раз примерно один и тот же: дети очень тяжело переживали изъятие из привычного им мира, не могли освоить элементарных норм человеческого поведения, а самое главное — не могли овладеть речью. Наибольших успехов в этом смысле педагоги смогли добиться с индийской девочкой Камалой, до восьми лет воспитывавшейся в стае волков. За семь лет девочка выучила всего 45 слов, но произносила их с трудом и не могла логично строить фразы. К пятнадцати годам по своему умственному развитию она соответствовала двухлетнему ребенку с нормальным развитием.

На подобных примерах очень хорошо видно, почему словесность — это именно дар. Некий удивительный парадокс заключается в том, что этим важнейшим, определяющим нас как людей свойством мы не обладаем по своей природе. Слово как знак, речь как способность пользоваться такими знаками — все это передается нам в раннем детстве взрослыми, причем только в определенный период, упустить который в буквальном смысле слова смерти подобно. Связано это с тем, что мозг человека при рождении еще не достигает своей физиологической нормы, и большинство необходимых для нормальной жизни функциональных зон коры больших полушарий активно формируется в возрасте до шести-семи лет. Если в соответствующий период ребенок не получит от взрослых этот удивительный дар — словесность, зоны речевой активности сформируются у него иначе, нежели это происходит у детей, которых родители научили говорить и распознавать чужую речь. И овладеть даром слова он не сможет уже никогда.