Цитата дня

 Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны.Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин.Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся  спасительном источнике…Святой праведный Алексей (Мечев))

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Неузнавание Христа – величайшая драма в истории мира и в жизни каждого человека
Диалога с Богом не получается, жизнь не клеится, а мы страдаем и недоумеваем – почему так, ведь я верующий.

 Сергей Комаров

Евангельское зачало вторника Светлой седмицы рассказывает известную историю о путешествии двух учеников Христовых в Эммаус. Так как данный текст входит в цикл постоянных воскресных чтений утрени, фабула его всем хорошо знакома. Путники движутся в означенное селение, по дороге к ним присоединяется Сам Учитель, не узнаваемый учениками. Завязывается беседа, и Христос изъясняет апостолам «сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). Во время хлебопреломления духовное зрение учеников открывается, и они узнают Христа. Впрочем, Господь тут же исчезает.

Это повествование похоже на роскошно сервированный стол, богатую трапезу, предлагающую множество разнообразных блюд. Попробуем некоторые из яств, подаренных нам евангелистом – поговорим о Воскресшем Христе, о возможном смысле некоторых Его слов и действий в представленном отрывке.

Прежде всего отметим, что Христос явился в тот момент, когда путники «разговаривали между собою о всех сих событиях» (Лк. 24:14) – т. е. беседовали о Христе, о связанных с Ним последних событиях столичной жизни. Господь приходит туда, где кто-то говорит о Нем, где есть искреннее устремление к Богу и жизни духовной. В древнееврейском богословии было такое мнение: «Если двое или трое собрались для изучения Закона,  – Шехина (присутствие Бога) обитает среди них». Наверняка эммаусские путники вспомнили эту мысль, когда узнали, Кто же спутешествовал им, рассуждающим о Господе. А мы должны верить: как только среди двух и более завязывается благочестивый разговор о Боге, Христос приходит и становится невидимым участником беседы. Мы обращаемся друг к другу с разными словами, а Он без слов разговаривает с нашими сердцами, и они горят от Его прикосновения.

Далее – путники не узнают Иисуса. Неузнавание Христа есть одна из величайших драм в истории мира и в жизни каждого человека отдельно. Еще в самом начале своего существования люди перестают узнавать и слушаться своего Господа, потеряв райское богообщение и впав в примитивнейшее идолопоклонство. Даже богоизбранный израильский народ часто не узнает Божьих посланников, пророков, убивает и гонит их. Впоследствии евреи отказываются признать своего собственного Мессию и с позором распинают Его, как опаснейшего преступника. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Это неузнавание Израилем Христа длится до сегодняшнего дня и является страшной трагедией духовного пути человеческого рода.

Но даже и мы, верующие, так часто неспособны распознать Христа, встречающегося на нашей жизненной стезе. Не видим Христа в ближнем, не видим Христа за теми или иными жизненными событиями, не верим в Его Промысел и отказываемся признавать Его руку в разных поворотах истории отечества. Неузнавание Христа в Евхаристии, в молитве, в Церкви, в жизни, в истории, в других людях – это все о нас, несмысленных и медлительных сердцем.

Интересно, что неузнавание апостолами Христа прямо связано с непониманием сути Его служения. Они ведь считали, что Мессия должен был вернуть евреям их былую государственную независимость и освободить от римского гнета. «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21), – признаются они.

Но разве мы не грешим тем же, полагая, что Бог обязательно должен решить наши проблемы, имущественные вопросы, привести в порядок семейную жизнь, разобраться с нашими врагами, подарить процветание и независимость стране и проч. «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26), – просит Господь, а мы в ответ разворачиваем перед Ним список наших желаний. Диалога с Богом не получается, жизнь не клеится, а мы страдаем и недоумеваем – почему так, ведь я верующий.

По мере продолжения пути Христос, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). Как впоследствии признали сами ученики, в этот момент их сердце горело. Через некоторое время их глаза получают духовное зрение при совершении Христом хлебопреломления, указывающего на Таинство Евхаристии.

Не пропустим важнейшую мысль: Христос открывается людям в Писании и Литургии. Нет ни одного святого, который познал бы Господа вне этого опыта. По-другому говоря, Бог дарит полноту познания о Себе в Церкви, ибо именно Церковь написала Библию и имеет право толковать ее, и только Церковь совершает подлинную Евхаристию. Еще раз повторим: вне Писания и Литургии адекватное богопознание невозможно. Даже преподобная Мария Египетская, поднявшая немыслимый сорокасемилетний подвиг в пустыне, нуждалась в причащении и от Бога была просвещена знанием Священных Книг. Поучение в слове Божием и участие в литургических собраниях и есть, по сути, богообщение. Хромота на то или другое колено (равнодушие к Библии или к Литургии) означает поврежденность духовной жизни и чревато опасными последствиями.

Когда ученики подошли к Эммаусу, Христос делал вид, что хочет идти дальше, но они удержали Его и вечеряли с Ним. Так и к нам Христос приходит, нечто проясняет для нас и может уйти, если мы не удержим Его. Оказывается, Он реагирует на движение нашей свободной воли и внимает нашим просьбам: проявим равнодушие – уйдет; попросим остаться с нами – останется и будет трапезовать с нами. Удержать Христа можно только при желании Его присутствия, горении сердца, горячей вере. Тогда Он останется с нами и подарит еще большее познание о Себе.

Явившись, Господь становится невидим. После блаженства духовного видения Христа неизбежно наступает момент сокрытия Его Пречистого Лика. Он отступает в сторону, чтоб мы искали Его и скучали по Нему. Как возлюбленная из Песни Песней, наша душа должна искать Возлюбленного (Христа), плакать и тосковать о Нем. Он скрывается на время, чтобы мы трудились, проходили проверку своей веры, укреплялись в искренности и верности своей любви.

Сейчас длятся пасхальные дни, мы наслаждаемся зрением Христа Воскресшего. Но наступит и другое время, когда Жених Церковный скроется из наших глаз и нам необходимо будет искать Его. И мы найдем Его в Литургии, Библии, молитве, исполнении заповедей; найдем Его в Церкви. Он Сам приведет нас к Себе, ибо Он отходит лишь для того, чтобы радость встречи с Ним возросла через малое испытание разлукой.

Хочется говорить много, и евангельский текст манит бесконечностью и неисчерпаемостью смысла. Писание бездонно – но человек ограничен и неспособен вмещать и переваривать много духовной пищи сразу. Где-то нужно делать остановку –лишь для того, чтобы продолжить путь после малого отдыха. Остановимся и мы. Узнаем в эммаусских путниках себя, обдумаем обговоренное и ощутим голод к прочим дарам Божьего стола, именуемого Священным Писанием. И пусть святые дни Светлой седмицы – благословенное время, когда Христос отверзает ум верующего к уразумению библейских строк – являются лучшим поводом для нашего деятельного участия в дивной трапезе Слова Божьего.

Христос Воскресе!


Источник:pravlife.org