Цитата дня

 Иное суть страсти и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле(авва Дорофей)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Психика — инструмент, а не цель

Очень часто мы видим сегодня, что люди, верующие люди, а уж тем более неверующие ходят на бесконечные семинары, на бесконечные разные группы личностного роста, расстановки, психодраматические какие-то тренинги и так далее. Это, в общем-то, очень хорошо, потому что это помогает человеку увидеть себя и обрести некое состояние здоровья. Но я наблюдаю такую довольно для меня печальную тенденцию, часто я вижу людей, которые психологически вполне здоровы, им бы уже пора заняться своим духовным ростом и своей духовной жизнью, то есть вплотную и серьезно дать себе отчет в том, что духовные задачи отличаются от психологических задач – это задачи личности, задачи нравственного выбора, это уровень поступка. И это требует мужества, энергии, знания, здоровья, осознанности и так далее. И это уже не психологическая проблема.

И я вижу этих людей, которые могли бы двигаться в эту сторону, но они продолжают ходить на тренинги, семинары, расстановки и так далее. И мне кажется, что эта тенденция довольно опасна. Не так давно, в период перестройки один из наших видных коллег и учителей – Александр Григорьевич Асмолов назвал наше время «психозойской эрой», то есть такой как бы… пошла мода на психологию, люди стали заниматься психологией, все стали поступать на психологию, учиться психологии, увлекаться психологией, читать психологические книжки и так далее.

Мне очень грустно наблюдать, что в каком-то плане это может происходить и происходит в среде верующих людей. Есть опасность провалиться и нам, верующим людям, в такую «психозойскую эру» и это довольно опасная вещь, потому что психология не должна подменять собой духовный пласт. Психологический уровень – это не духовный уровень. Он нужен для того, чтобы его преодолеть и выйти в духовное путешествие. Он не сам себе светит, психологический пласт – не цель нашей жизни – это этап нашей жизни, это как бы некий такой барьер, если хотите, серьезный, важный, но барьер. И его надо взять, преодолеть, перешагнуть, осознать, увидеть свои проблемы психологические, с ними разобраться и пойти дальше.

И ни в коем случае нельзя поощрять в себе и в наших ближних то, что сейчас к сожалению, происходит – кружение вокруг себя. Потому что это занятие психологией часто приводит к такому эгоцентрическому самолюбованию, самоудовлетворению, самопотаканию и раздуванию внутреннего эго нашего. Поэтому любой серьезный христианский психолог точно понимает, что есть точка, когда психология заканчивается. Великий Виктор Франкл дал такой термин «дерефлексия» — то есть, хватит размышлять о себе, давайте все-таки думать о том, как менять мир к лучшему, как помогать людям, как заботиться о ближних. И надо эту точку в себе очень точно осознать, почувствовать и может быть для этого нужна помощь и психолога – христианского психолога, и священника, духовника, когда они нам говорят: «Все, ты здоров, хватит заботиться о себе. Перед тобой мир, перед тобой люди, страждущие люди, больные люди, несчастные люди, психологически нездоровые люди, давай заниматься делами».

Я бы закончила прекрасными словами замечательного психолога, о котором я уже не раз говорила – Виктора Франкла: «Мы находим тебя тогда, когда мы себя теряем». Человек должен жить смыслом, а не своим эго. А смысл всегда лежит вне нас, он всегда в созидании добра, он всегда в любви и всегда в другом человеке, который перед нами. И к этому я нас с вами всех и призываю.

Наталья Инина, преподаватель факультета психологии МГУ

Источник: academy.foma.ru