Цитата дня

«Не забывай, христианин, что ты по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви - гражданин неба и отечества небесного, куда Предтечею вошел наш Искупитель Христос Бог, Матерь Божия и все святые, ветхозаветные и новозаветные. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19)» (Иоанн Кронштадский)

oshibki.jpg

 

Мощи преподобного почивают под спудом. — Грозный царь в 1569 г. хотел на место деревянного построить каменный храм. Но преподобный, явясь Иоанну, строго запретил ему строить такой храм; так он и за гробом остается ревнителем скитской простоты12.

Как жизнь пр. Нила была жизнь особенная, так и в писаниях своих он такой наставник, какого дотоле не было в Русской Церкви. Он учитель жизни созерцательной.

"Устав скитского жития пр. Нила"13, после предисловия о мысленном делании, предлагает наставления: 1) о различии мысленной брани; 2) о борьбе с помыслами; 3) как укрепляться в подвиге против помыслов; 4) о содержании духовной брани; 5) об 8 помыслах; 6) о борьбе с каждым из них; 7) как важно памятование о смерти! 8) о слезах; 9) о хранении сокрушения; 10) о смерти для мира; 11) о том, что все должно делать в свое время. В заключении св. Нил говорит, с какими расположениями предложил он свой устав.

"Умная молитва, говорит он, выше телесной: телесное делание — лист, а внутреннее, умное — плод. Кто молится только устами, об уме же небрежет, тот молится воздуху. Ибо Бог внимает уму. Упражнение во внутренней молитве доводит человека до высшего духовного состояния, в котором дух даже не имеет молитвы, ни движения, ни самовластия, а наставляется силою иною". — На этом пути, кроме молитвы, необходима борьба с помыслами. "Если не можешь молиться в безмолвии, без помыслов, и даже видишь их умножающимися в уме твоем, — не малодушествуй, пребывай постоянно в молитве". Наставления пр. Нила о помыслах заключают в себе глубокие психологические наблюдения над действиями души. Он разлагает дело души на части самые тонкие, едва заметные; показывает, как помысел из безгрешного постепенно переходит в действие более и более преступное и опасное. Относительно внешней деятельности пр. Нил предписывает скитскую полную нестяжательность и простоту во всем. Необходимое для жизни велит приобретать только трудами рук своих, повторяя слова Апостола: аще кто не хочет делать, ниже да ест. "Иноческая милостыня — помощь брату словом во время нужды, утешить в скорби духовным рассуждением: душевная милостыня настолько выше телесной, насколько душа выше тела. Если придет к нам странник, успокоим его по силе и, если требует хлеба, подадим ему и отпустим его". — Преп. Нил часто говорит словами отцов и чаще других приводит слова Григория Синаита и Стона нового Богослова. О первом говорит он: "сей блаженный, обнимая содержание писаний всех духовных отцов, по их чину, повелевает иметь прилежную заботливость о молитве".


1 Нил в предисловии к уставу: "повсюду обретается в св. писаниях похваляемо, еже во единым или двема безмолвие, якоже и самовидцы бехом в св. горе Aфонстъй и в странах Царьградских и на иных мъстъх многа суть такова пребывания". О путешествии и в письме его.

2 Послание князю Вассиану в ркп. Сергиевой лавры № 2, у Толстого 2, № 34.

3 Шевырева поездка в Кириллов монастырь 2, 92. 94.

4 Грамота великого князя Василия 1515 г. в акт. э. 1, № 161.

5 Неизвестного житие преп. Иосифа Волок, прибавл. к Твор. Отцов 10, 523.

6 Шевырева посадка в Кириллов монастырь 2, 92. 93. 95.

7 Вассиан в своем оправдании: "cиe лжеши на мя и на моего старца Нила (Сорского), что мы хулим чудотворцев и древних и новых. Чудес из их святых писаний ничего старец Нил не выкинул, наипаче исправил, со иных справил епископ". Рукоп. Синод. б. № 738.

8 Собр. лет. IV. 158.

9 Послание apxиeп. Геннадия к Иоасафу.

10 Прибавления к Творениям Отцов 10, 505. 509. 510. Голос преп. Нила, говорит первый современник, поддерживал ученик его инок Вассиан Косой. Вассиан сам писал в своем оправдании: "веси сам, Иосифе, во св. правилах, что вдовцам чистым повелевают служить:.. А о селъхъ не подобает монастырем сел держати; у соборных церквей у мирских повелевают св. правила земли держати, но не епископу ими власти, ни попом, но все церковное богатство ведати иконому и давать от него со епископля доклада причетникам церковным всем. А иноком не подобает богатствовати и земель держати, понеже отреклися сего всего". Ркп. Синод. библ. № 738.

11 Ист. иep. V, 211 — 213. Ркп. святцы: "преп. Нил, начальник Сорского скитского жития на Белоозере, преставися в лет. 7016". Так по старшему списку. В Отенских святцах: "преп. Нил, начальник Сорской пустыни скитского жития на Белоозере, преставися в лето 7016 (1508) апреля в 7 день". Тот же месяц и число кончины — в святцах общ. ист. № 231. и в третьем еще списке. В словаре святых, стр. 214, днем кончины показано 7 мая, но едва ли это не день одной памяти, установленной по чудесному событию.

12 Ист. иep. V, 212.

13 Предание или наставление преп. Нила напеч. в ист. иep. V, 214 — 236, но не исправно. Исправнее — новое издание: преп. Нила предание, М. 1849 г. Письма еще не изданы.

 

По житиям Филарета Черниговского