Цитата дня

 Насильственная борьба против порочных навыков вменяется Богом человеку в мученичество, и, одержавший в этой борьбе победу, венчается венцом исповедников или подвизающихся ради Закона Христова (Св. Игнатий Брянчанинов)

oshibki.jpg

Житие преподобной Марии Египетской

Память 1 апреля с.с., 8 апреля с.с.

prpd_mariya_egipetskaya"Блюсти царскую тайну хорошо, а открывать и проповедовать дела Божии славно"1, - так сказал архангел Рафаил Товиту, когда совершилось дивное исцеление его слепоты. Действительно не хранить царские тайны страшно и гибельно, а умалчивать о преславных делах Божиих - большая потеря для души. И я, - говорит святой Софроний2, написавший житие преподобной Марии Египетской, - боюсь молчанием утаить Божественные дела и, вспоминая о несчастии, грозящем рабу3, закапавшему в землю данный от Бога талант, не могу не рассказать святой повести, дошедшей до меня. И да никто не подумает - продолжает св. Софроний, - что я осмелился писать не правду, когда у кого явится сомнение в этом дивном событии: не полагает мне лгать на святое. Если же найдутся такие люди, которые, прочитав это писание и поражённые преславным событием, не поверят, то к ним да будет милостив Господь, потому что они, размышляя о немощи человеческого естества, считают невозможным те чудесные дела, которые совершаются со святыми людьми. Однако надо уже начинать рассказ о славном событии, происшедшем в нашем роде.
     В одном из Палестинских монастырей жил старец, украшенный благочестием жизни и разумностью речи, и с ранней юности доблестно подвизавшийся в иноческом подвиги. Имя старцу было Зосима. Зосима прошёл все степени постнических подвигов и соблюдал все правила, преподанными величайшими иноками. Исполняя всё это, он никогда не переставал поучаться Божественными словами: и ложась, и вставая, и за работой, и вкушая пищу(если только можно было назвать пищей то, что он вкушал в очень малом количестве), он неумолчно и постоянно исполнял одно дело, - он пел божественные песнопения и искал поучений в божественных книгах. Ещё в младенчестве он был отдан в монастырь, где доблестно подвизался в постничестве до 53-х лет. Но потом его стала смущать мысль, что он достиг полного совершенства и более не нуждается ни в каких наставлениях.
     "Есть ли, - думал он, - на земле инок, могущий меня наставить и показать пример такого постничества, какого я ещё не прошёл? Найдётся ли в пустыни человек превзошедший меня?"
     Когда старец так размышлял, ему явился ангел и сказал:
     - Зосима! Ты усердно подвизался, насколько это в силах человека, и доблестно прошёл постнический подвиг. Однако нет человека, который бы мог сказать о себе, что он достиг совершенства. Есть подвиги, неведомые тебе, и труднее пройденных тобой. Чтобы познать сколько иных путей ведут ко спасению, покинь страну свою, как славнейший из патриархов Авраам4, и иди в монастырь, лежащий при реке Иордане.
     Следуя такому наставлению, Зосима вышел из монастыря в котором подвизался с младенчества, отправился к Иордану и достиг того монастыря, куда его направил голос Божий.
     Толкнув рукою монастырские врата, Зосима нашёл инока - привратника, и сказал ему про себя. Тот известил игумена, который велел позвать пришедшего старца к себе. Зосима пришёл к игумену и исполнил обычный иноческий поклон и молитву.
     - Откуда ты, брат, - спросил его игумен, - и для чего пришёл к нам, убогим старцам?
     Зосима отвечал:
     - Откуда я пришёл об этом нет нужды говорить; пришёл же я, отец, ища себе душевной пользы, так как слышал о вас много великого и достохвального, могучего привести душу к Богу.
     - Брат, - сказал ему на это игумен, - один Бог может исцелять немощи душевные; да наставит он тебя и нас путям своим на пользу души, а человек исправлять человека не может, если он постоянно не вникает в себя и неусыпно, с Божией помощью, не совершает подвигов. Но так как любовь Христа побудила тебя посетить нас, убогих старцев, то оставайся с нами, если для этого пришёл. Пастырь добрый, отдавшей душу Свою для нашего спасения, да ниспошлёт на всех нас благодать Святого Духа.