Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki1.jpg

После таких слов, Зосима поклонился игумену, попросил его молитв и благословения и остался в монастыре. Здесь он видел старцев, сиявших добрыми делами и благочестием, с пламенным сердцем служивших Господу непрестанным пением, всенощной молитвой, постоянным трудом. На устах их всегда были псалмы, не когда не слышно было праздного слова, ничего не знали они о приобретении временных благ и житейских забот. Одно у них было постоянное стремление, это - умертвить свою плоть. Главная и постоянная пища их была слово Божие, а тело они питали хлебом и водою, насколько каждому позволяла любовь к Богу. Видя это, Зосима поучался и готовился к предстоящему подвигу.
     Прошло много времени, наступили дни святого великого поста, монастырские ворота были заперты и открывались только в том случае, если кого посылали по делам монастыря. Пустынная была та местность; миряне не только не приходили, но даже не знали об этой обители.
     Был в монастыре том обычай, ради коего Бог привёл туда Зосиму. В первую неделю Великого поста за литургией все причащались Пречистого тела и Крови Господней и вкушали немного постной пище; потом все собирались в церкви, и после прилежной коленопреклонённой молитвы старцы прощались друг с другом; и каждый с поклонном просил у игумена благословения на предлежащий подвиг путешествующим. После этого открывались монастырские ворота и с пением псалма "Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся; живота моего кого устрашуся"5 иноки выходили в пустыню и переходили реку Иордан. В монастыре оставались только один или двое старцев, не для охраны имущества - украсть там было нечего, - но чтобы не оставить церковь без богослужения. Каждый брал с собой немного пище, сколько мог и хотел по своим телесным потребностям: один немного хлеба, другой - смоквы, кто финики или мочёную в воде пшеницу. Некоторые с собой нечего не брали, кроме рубища на своём теле, и питались, когда принуждал их к тому голод, растущими в пустыне травами.
     Перешедши через Иордан, все расходились далеко в разные стороны и не знали друг о друге, как кто постится и подвизается. Если кто видел, что другой идёт к нему навстречу, то уходил в другую сторону и продолжал свою жизнь в одиночестве в постоянной молитве, вкушая в определённое время очень мало пищи. Так иноки проводили весь Великий пост и возвращались в монастырь за неделю до Воскресенья Христова, церковь с ваиями6 торжественно празднует праздник Ваий. Придя в монастырь, никто из братий не спрашивал друг друга, как он провёл время в пустыни и чем занимался, имея свидетелем одну только свою совесть. Таков был монастырский устав Иорданского монастыря.
     Зосима, по обычаю того монастыря, также перешёл через Иордан, взяв собой ради немощи телесной немного пищи и ту одежду, которую носил постоянно. Блуждая по пустыни, он совершал свой молитвенный подвиг и по возможности воздерживался от пищи. Спал он мало; где застанет его ночь, там уснёт немного, сидя на земле, а рано утром пробуждается и продолжает свой подвиг. Ему всё больше и больше хотелось пройти в глубь пустыни и там найти одного из подвижников, который мог бы его наставить.
     После двадцати дней пути, он однажды приостановился и, обратившись на восток, стал петь шестой час7, исполняя обычные молитвы: во время своего подвига он, приостанавливаясь, пел каждый час и молился. Когда он так пел, то увидел с правой стороны как будто тень человеческого тела. Испугавшись и думая, что это бесовское наваждение, он стал крестится. Когда страх прошёл, и молитва была окончена, он обернулся к югу и увидел человека нагого, опалённого до черна солнцем, с белыми как лён волосами, спускавшимся только до шеи. Зосима побежал в ту сторону с большой радостью: в последние дни он не видел не только человека, но и животного. Когда этот человек издали увидел, что Зосима приближается к нему, то поспешно побежал в глубь пустыни. Но Зосима как будто забыл и свою старость, и утомление от пути, и бросился догонять беглеца. Тот поспешно удалялся, но Зосима бежал быстрее, и когда нагнал его насколько, что можно было им услышать друг друга, то возопил со слезами:
     - Зачем ты, раб Бога Истинного, ради Коего поселился в пустыни, убегаешь от меня, грешного старца? Подожди меня, недостойного и немощного, надежды ради воздаяние за твой подвиг! Остановись, помолись за меня и ради Господа Бога, Который никем не гнушается, преподай мне благословение.