Страница 4 из 4
[1] Среди грузин, говорящих по-русски, принято называть святую Тамару царицей Тамар.
[2] См. русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар / Пер. и введ. В.Д. Дондуа. Исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили. — Тб.: Мецниереба, 1985.
[3] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–8.
[4] См. русский перевод: История и восхваление венценосцев / Пер. и введ. К.С. Кекелидзе. — Тб.: АН ГрузССР, 1954.
[5] «Я же ныне передал Истории и Василографии, что значит “Повествование о царях”, только то, что или сам видел, или слышал от мудрых и разумных людей».
[6] История и восхваление венценосцев. С. 5–12.; Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–24.
[7] Точные годы жизни святой царицы Тамары до сих пор обсуждаются среди историков. См. Бердзнишвили М. М. Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар» // Жизнь царицы цариц Тамар. С. 18.
[8] История и восхваление венценосцев. С. 16.
[9] Там же.
[10] Святой Давид Строитель — грузинский царь, правивший с 1089 по 1125 гг. За время своего царствования он с Божией помощью вывел Грузию из состояния полной разрухи, объединил страну, изгнал захватчиков, исправил нестроения в Церкви, реорганизовал структуры управления государством, упорядочил финансы, создал регулярную армию и еще многое другое сотворил, оставив страну независимой и сильной. В 1122 г., освободив Тбилиси, царь Давид сделал его столицей Грузии. Память святого Давида Строителя Грузинская Православная Церковь чтит 26 января // http://www.pravoslavie.ru/put/4218.htm См. прим 3 ред. Православие.Ru.
[11] История и восхваление венценосцев. С. 30.
[12] Святой Давид Строитель упоминается как «царь абхазов, кратвелов, ранов и кахов, сомехов, шарванша и шаханша» // Вачнадзе М., Гурули В., Бахтадзе М. История Грузии (с древнейших времен до наших дней) // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Vachn/07.php
[13] История и восхваление венценосцев. С. 32.
[14]Жизнь царицы цариц Тамар. С. 28.
[15] Везир в переводе с арабского значит «советник», «помощник».
[16] Азнауры — грузинские дворяне.
[17] История и восхваление венценосцев. С. 37.
[18] Военный министр.
[19]Жизнь царицы цариц Тамар. С. 33.
[20] См. История и восхваление венценосцев. С. 30–32.
[21] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 30.
[22] История и восхваление венценосцев. С. 32.
[23]Жизнь царицы цариц Тамар. С. 30.
[24] Там же. С. 31.
[25] История и восхваление венценосцев. С. 42.
[26] Там же. С. 46.
[27] См. там же.
[28] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 51.
[29]Там же. С. 34.
[30] Там же. С. 34.
[31] Там же.
[32] Там же.
[33] Там же. С. 37.
[34] В грузинской летописи его имя произносится как «Нукардин».
[35] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 41.
[36] Там же.
[37] Там же.
[38] Там же. С. 29.
[39] Монастырь Вардзия — монастырь Успения Пресвятой Богородицы — уникальный пещерный монастырский комплекс (XII в.) на юге Грузии, в долине р. Кура: на протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой: однажды, когда царица Тамар была еще маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда еще недостроенного монастыря; вдруг мужчина потерял ее из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамар крикнула: «Я здесь, дядя!» («Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря. В XVI в. монастырь был захвачен и разрушен персами, а затем турками. В первой половине XIX в., после освобождения этой территории русскими войсками, возобновлен как греческий. В советское время — музей. С конца XX в. в монастыре возобновлена монашеская жизнь. // http://www.pravoslavie.ru/put/4218.htm См. прим 4 ред. Православие.Ru.
[40] Жизнь царицы цариц Тамар. С.
[41] Поэма «Тамариани» посвящёна святой Тамаре.
[42] История и восхваление венценосцев. С. 79.
[43] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 47.
[44]Там же. С. 48.
[45]Там же.
[46] В наших святцах указано 1-е мая по старому стилю. Дата 18 января указана в летописи. Сама дата смерти до сих пор точно неизвестна. Разные исследователи указывают 1207, 1210 и 1216 годы.
[47] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 49.
[48] Так написано в «Жизни царицы царей Тамар».
[49] Так, турки сожгли в 1555 году мощи святого Саввы Сербского. Слишком много чудес исходило от них.
[50] Крестовый монастырь в Палестине — монастырь Святого Креста в Иерусалиме, основанный в IV–VII вв. на месте, где некогда росло древо, из которого был сделан Крест Господень. Был разрушен арабскими завоевателями в X–XI вв. Восстановлен в конце XII — начале XIII вв. как грузинский. В восстановлении монастырского комплекса принял деятельное участие Шота Руставели, бывший поверенным царицы Тамар: его портрет, единственный в мире, сохранился на одной из колонн главного монастырского храма. С XVIII в. в монастыре действовала Богословская школа Иерусалимского Патриархата (закрыта в 1908 по причине финансовых трудностей). На протяжении всего XX в. монастырь был в упадке: кроме настоятеля, здесь не было других насельников. // http://www.pravoslavie.ru/put/4218.htm См. прим 6 ред. Православие.Ru.
[51] Рафаил (Карелин), архимандрит. Царственная лилия. О святой царице Тамар // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/4218.htm
[52] История и восхваление венценосцев. С. 55.
[53] См. История и восхваление венценосцев. С. 54–55.
[54]Жизнь царицы цариц Тамар. С. 50.
[55] История и восхваление венценосцев. С. 66.
[56] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 50.
[57] История и восхваление венценосцев. С. 38.
Источник: pravoslavie.ru