Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki1.jpg

Житие преподобного Василия Поляномерульского
       Память 25 апреля с.с.
 

prpd_vasiliy_polyanomerulskiyПреподобный Василий Поляномерульский (Пояномерульский) родился около 1692 года. До переселения в Валахию Святой жил В России и в Мошенских горах недалеко от Киева. По-видимому, Святой покинул Родину в 20-х годах XVIII века, когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 года, запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и украинские обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов.
На протяжении XVIII века многие русские и украинские иноки переселялись в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем преподобный Василий поселился в пустыне Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея.
Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и своим житием являл добрый пример для подражания, вокруг него постепенно стали собираться монахи. Около 1730 года из-за увеличения числа братии Святой ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат.
С согласия Рымникского монастыря, который являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата Святой начал строительство Поляномерульского (Пояна-Мерулуй) скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, завершив строительство в 1733 году. Преподобный, возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила Василия Великого и богослужение по АфонскомВеличковский.у уставу, как было принято в других румынских обителях. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством Святого находились 11 скитов и пустыней.
В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон – преподобный Паисий Нямецкий (Величковский). Он прожил в братстве более 3-х лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников святого Василия: иеросхимонаха Михаила, спостника и сподвижника преподобного Василия еще по Мошенским горам, Дометия, начальника скита Триэстени, схимонаха Протерия родом из местности Решетиловка, переписчика книг монаха Рафаила, пустынножителя схимника Онуфрия и других.
Преподобный Василий в значительной мере предопределил подвижнический путь преподобного Паисия, хотя последний не был в непосредственном послушании у Старца и ни разу не посещал Поляномерульский скит. Виделись они, когда святой Василий навещал своих учеников в других скитах и беседовал с ними о монашеской жизни, побуждая братию к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний.
В 1746 году преп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение со святым Василием не прервалось. Первый ученик преп. Паисия – Виссарион, родом из Валахии, был отправлен на Афон святым Василием, от приезжавших на Афон монахов преп. Паисий узнавал о событиях в братстве и получал сочинения святого Василия.
Свои аскетические воззрения преп. Василий изложил в предисловиях к творениям преп. Григория Синаита, игумена Филофея Синайского, игумена Исихия Иерусалимского и преп. Нила Сорского. Это поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на «неправильность мнения тех, которые думают, будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим безстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам Святыми Отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем, чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении».
У Священного Синода Румынии возникли сомнения по поводу каноничности поучений Преподобного. В 1749 году он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда во Валахии. На все вопросы высокого собрания Святой дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов, Антиохийский Патриарх Сильвестр благословил Святого написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. В связи с этим Преподобный попросил разрешения изучить Типиконы афонских монастырей и в 1750 году прибыл на Афон, там он посетил преп. Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию; на Афоне оба Старца имели общего духовника – о. Даниила. Взаимные духовные связи между старцами прослеживаются и после переселения в 1763 году преп. Паисия в Молдавию. Так, в 1766 году святой Василий через своего ученика иеросхимонаха Алексия просил преп. Паисия прислать книгу творений святого Симеона Нового Богослова.
Преп. Василий был не только духовником многих скитов, он заботился и о материальных нуждах многих монахов. В 1757 году старец посетил Яссы, где получил помощь для поляномерульского скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ. В 1764 году он разделил Поляномерульское братство на 2 части. Причину этого он изложил в своем «Завещании»: поскольку со временем румынские монахи стали превосходить по численности румынскую братию, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском языке, румыны просили Старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, Святой предложил румынским инокам остаться в скиту, Старец с учениками-славянами должен был перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за Святым право остаться в основанной им обители. Старец разделил имущество скита на 2 части и снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также заверенной господарской грамотой.
В 1766 году, предчувствуя близкую кончину, Святой написал письмо своему странствовавшему ученику иеросхимонаху Алексию (другу преп. Паисия), прося его вернуться в обитель. 25 апреля 1767 года Святой преставился в Небесные обители. Погребен он был в Поляномерульском скиту. Настоятелем скита перед смертью он назначил иеросхимонаха Феодосия, который, будучи в преклонных летах, не смог долго управлять братством, поэтому в скором времени по совету преп. Паисия братия избрала настоятелем иеросхимонаха Алексия.
Известен автограф преп. Василия – патристический сборник, в который включено «Предисловие» старца к творениям преп. Григория Синаита. Другие автографы Святого утрачены, поскольку в 1771 году пожар уничтожил архив и часть библиотеки Поляномерульского скита. В скиту активно действовал скрипторий, благодаря чему в XVIII–XIX вв. сочинения Старца получили распространение во многих монастырях Румынии и России (сохранилось более 70). Наиболее полной публикацией трудов преп.Василия является издание Оптиной пустыни 1847 года (во второй части Жития преп. Паисия (Величковского), в нем помещены писания Старца: предисловия к творениям преп. Григория Синаита, игумена Филофея Синайского и игумена Исихия Иерусалимского, а также «Надсловие» и «Пристяжение» на книгу преп. Нила Сорского).
Поучения Святого оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий Кавказский (Брянчанинов) и Феофан Затворник признавали преп. Василия, наряду с преп. Паисием, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов Старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою» (свт. Игнатий).
Преп. Василий канонизирован в октябре 2003 года. В месяцеслов Русской Православной Церкви имя преп. Василия  было внесено определением Свящ. Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г.