Цитата дня

 Не желай, человече, быть почитаемым и славимым от людей, чтобы не лишиться тебе славы Божественной. Не слишком утешайся славою мира сего – да не будешь внезапно огорчен бесчестием. После славы и почитания человеческого обычно следует часто и неожиданно бесчестие, после земного благополучия – тщетность его, после веселия и плотской потехи – скорбь и печаль, ибо век сей переменчив и все вещи – дела и явления – в нем преходящи: за благополучием, вслед его (созади), всегда следует перемена и неблагополучие (Святитель Димитрий Ростовский)

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Священномученик Никита (Прибытков), епископ
Память 21 декабря с.с.

svshm_nikita_pribitkovЕпископ Никита (в миру Прибытков Николай Григорьевич) родился на Алтае в селе Елбанки Бийского района (уезда) 6 декабря 1859 года.  Дореволюционная биография священномученика Никиты известна лишь в общих чертах. Он окончил духовное училище в Барнауле, потом семинарию. С 1884 года служил диаконом, с 1888 года – иереем.

Иерей Николай Прибытков принимал активное участие в общественной жизни своего края, с 1896 года состоял сотрудником Попечительства о бедных духовного звания, в 1899-1918 гг был действительным членом Алтайского православного миссионерского общества.

С 1910 года отец Николай служил в Бийском Тихвинском женском монастыре. В 1912 году он пережил смерть супруги… Как большинство вдовых священников тех лет, он принял монашество (1918). В 1920 году стал игуменом, в 1921 (22?) – архимандритом.

В 1924 году Святейшим Патриархом Тихоном он был рукоположен во епископа и стал фактическим главой всех "тихоновских" приходов на Алтае. Противостояние обновленцам было непростым – лишь к 1927 году епископу Никите удалось восстановить единство епархии и зарегистрировать епархиальное управление в Бийске.

Еще, будучи священником, будущий епископ Никита ревностно заботился о соблюдении Устава Церкви, был усердным проповедником Слова Божия, истово и благоговейно совершал богослужения, пользовался уважением и любовью прихожан.

Приняв постриг в пожилом возрасте, он быстро постиг особенности монашеской жизни, и это помогло епископу Никите быстро завоевать любовь Белевской паствы. В 1922 году при бывшем Спасо - Преображенском монастыре г. Белева была создана Православная церковная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне. Епископ Игнатий Садковский и его брат иеромонах Георгий Садковский были организаторами и духовными наставниками общины. Их полные лишений, гонений и монашеского самоотречения жизни долгие годы являлись примером для всех православных г. Белева и прилегающих окрестностей.

Belyov_in_1900sНесмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община все эти годы продолжала существовать, объединяя сотни людей. Община претерпела ряд изменений. Вначале она существовала при Спасо - Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановский (Богородицерождественской) церкви, а в середине 30-х годов. Когда епископ Никита прибыл в Белев - при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) церкви. Все эти годы прихожане были объединены одной целью: жизнью в Боге и по заповедям Божиим.

Все эти годы община, затем подпольные монастыри подвергались гонениям. Как было указано выше, создатель и добрый архипастырь подпольных монастырей епископ Игнатий подвергался арестам четыре раза. Два раза отбывал сроки в исправительно-трудовых лагерях на севере. Но даже без него община продолжала существовать. В 1931 году был арестован преданный последователь еп. Игнатия архимандрит Игнатий (Жуков) и 28 священников и монахов. Все они по приговору получили сроки от 3 до 5 лет. Но подпольные монастыри продолжали жить. Ведь корни Православия на Белевской земле были так глубоки, что небывалые жесточайшие репрессии не могли запугать верующих людей. 77-летний старец епископ Никита, несмотря на преклонные годы, сумел стать достойным продолжателем начатого епископом Игнатием дела. На вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина при последнем аресте "Службы при Казацкой церкви проводились ежедневно?"- епископ Никита ответил: "Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых монастырях".

В начале 30-х годов в России начались тотальные небывалые по своей жестокости гонения на Русскую Православную Церковь. Духовенство объявлялось "политическим противником ВКП (б)", выполняющим задания по мобилизации всех реакционных и малограмотных элементов для контрнаступления на мероприятия Советской власти и компартии.
Началось массовое закрытие храмов. С 1 октября 1929 по 1 марта 1930 г. в тульской епархии были закрыты 219 церквей. В Туле были разрушены прекрасные Казанский собор, Сретенская, Крестовоздвиженская, Троицкая церкви. Следовали один за другим многочисленные аресты священнослужителей, свидетельствовавшие о непримиримом отношении Советских властей к Православию, об открытой антицерковной политике государства, а новая волна кровавых репрессий, прокатившаяся по стране в 30-е предвоенные годы, поставила под сомнение дальнейшее легальное существование Церкви.

3 февраля 1930 г епископ Белевский Игнатий (Садковский) особым совещанием при коллегии ОГПУ был осужден по статье 58- 10 УК РСФСР и заключен на 3 года в ИТ - лагерь. Он погиб в заключении 9 февраля 1938 года (по старому стилю).

В 1932 году смвященномученик Никита был  осужден по статье 58 п. 10, 11 к 5 годам лишения свободы. В 1934 году досрочно освобожден и назначен епископом Мамалыжским. С 22 мая 1935 г. назначается епископом Белевским, викарием Тульской епархии.

20 ноября 1933 года арестован и 13 февраля 1934 года осужден на 5 лет лагерей епископ Тульский Флавиан (Сорокин). В лагере он погиб, даже в 2000 году Центральный аппарат ФСБ не смог ничего сообщить о его судьбе. Епископ Тульский Онисим (Пылаев) арестован 18 декабря 1935 года и осужден на 5 лет лагерей, где был дополнительно осужден и расстрелян 27 февраля 1937 года. В 1937 году был расстрелян и епископ Тульский Борис (Шипулин). В 1937 году арестован епископ Тульский Аполос (Ржаницын), и судьба его неизвестна. В конце 1937 года наступила очередь епископа Белевского Никиты (Прибыткова). 18 ноября 1937 года арестовали 51 человека из духовенства и монашествующих по обвинению в контрреволюционной деятельности и создании подпольных монастырей. В этот раз епископ Никита не был арестован только в связи с тяжелой болезнью. Все арестованные были приговорены 2 декабря 1937 года к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 10 декабря в Тесницком лесу под Тулой. Из 51 расстрелянных 39 были женщины- монахини и послушницы. Среди расстрелянных был настоятель мужского подпольного монастыря иеромонах Сафроний (Сорокин Сергей Сергеевич).

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi