Цитата дня

«Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, что должно делать стоящему. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki.jpg

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Житие священномученика Сергия Мечёва
Память 24 декабря с.с.

svshm_sergey_mechvСергей Алексеевич Мечёв (1892-1941) родился в семье настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках протоиерея Алексея Мечёва 17/30.09.1892 г., был 4-м ребенком в семье. Сергей родился слабым ребенком, с трудом удалось его выходить. Через 8 дней после его рождения праздновалось 500-летие со дня кончины прп. Сергия Радонежского, в честь которого он и был назван.

Его мать, Анна Петровна, всю жизнь страдавшая сердечным заболеванием, скончалась в 1902 г., дети остались на попечении отца и тетки по матери Ольги Петровны Кадминой, вдовы, жившей в семье Мечёвых.

В 1902 г. Сергей поступил в первый класс Третьей Московской мужской гимназии, окончил ее в 1910 г. с серебряной медалью. Духовное воспитание мальчика проходило в храме, где он прислуживал в алтаре, помогая отцу. Будучи очень музыкальным, пел на клиросе.

Продолжил он свое образование в Московском Университете, поступив сначала на медицинское отделение, а затем перейдя на словесное отделение Историко-филологического факультета. Особенно он интересовался древнерусской литературой, которую преподавал академик М.Н. Сперанский, считавший Сергея Алексеевича одним из лучших своих учеников. Привлекала его и  история Русской Церкви; познакомившись с проф. С.И. Смирновым, преподававшим также в Духовной Академии, считал его в дальнейшем своим учителем, ценил его книги «Духовный отец в древневосточной церкви» и «Древнерусский духовник» и в своей пастырской работе использовал их.

Сергей Алексеевич при поддержке о. Алексея посетил Швейцарию и Италию в годы обучения в Университете, где ознакомился с памятниками культуры, религиозной живописью прославленных художников эпохи Возрождения. Здесь он пришел к выводу, что все достижения этого искусства далеко превосходит своей глубиной и духовностью древнерусская икона, и впоследствии стал ее горячим почитателем и серьезным ценителем - нужно отметить, что в тот период все общество восторгалось религиозной живописью В. Васнецова, М. Нестерова.

Обучение в Университете для Сергея Алексеевича длилось дольше намеченного - в 1914 г., с началом первой Мировой войны, он прошел подготовку в госпитале и уехал на фронт санитаром - добровольцем. Вернулся в Москву он только в июне 1916 г., продолжил обучение, одновременно участвуя в работе студенческого Богословского кружка имени свт. Иоанна Златоуста, организованного по инициативе епископа Арсения (Жадановского).

В 1917 г. по окончании Университета С.А. Мечёв был призван в армию, но в 1918 по состоянию здоровья был демобилизован, поступил на работу в Наркомпрос педагогом - инструктором. Ему был присущ педагогический талант.

Он активно участвовал в общецерковной жизни, которая в те годы была очень бурной. Присутствовал на Всероссийском Поместном Соборе, где познакомился со Святейшим Патриархом Тихоном, который его полюбил, называя Сережей.

В 1918 г. Сергей Алексеевич женился на Евфросинии Андреевне Шафоростовой - слушательнице Высших женских курсов, купеческого происхождения. В бытность свою на фронте они служили в одном прифронтовом лазарете. Венчал их о. Алексей, сказавший невестке, что он брака этого очень желал и хочет, чтобы сын стал священником. Но свое желание он изливал в молитве, терпеливо ожидая, когда сын сам к этому решению придет, не заводя разговоров об этом.

Выбор в пользу священства Сергей Алексеевич сделал осенью 1918 г. в Оптиной пустыни, в беседе со старцем иеросхимонахом Анатолием (Потаповым), к которому он был близок сам и чувствовал его большую духовную близость с батюшкой о. Алексеем.

В Лазареву субботу 1919 г. Сергей Мечёв был рукоположен во диакона, в Великий Четверток (4/17 апреля) в Даниловом монастыре - во иерея. Хиротонию совершил настоятель монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский).

После рукоположения иерей Сергий служил вместе с отцом в храме свт. Николая в Кленниках. Клир тогда пополнился молодыми, образованными диаконами и священниками, проводились беседы духовного содержания после Богослужений, открыл о. Сергий и кружок по изучению наследия святых отцов, где занимались молодые, ищущие духовной жизни люди. При горячем содействии о. Сергия в храме было введено уставное Богослужение.

После кончины о. Алексея начался трудный для о. Сергия этап жизни. Он глубоко переживал, как пастырь, сможет ли он продолжить на Маросейке дело отца. Внезапно его арестовали, заключили в Бутырскую тюрьму, где он сосредоточился на молитве и ожидал проявления воли Божией о себе. В ночь под 40й день по смерти о. Алексея о. Сергий отчетливо ощутил его ласку, присутствие отца, и уж стал ждать освобождения из темницы - но оно последовало гораздо позже, 2/15 сентября. Только по приезде домой он узнал от Ольги Петровны, какой это день - обретение мощей прп. Феодосия Тотемского, особенно чтимого на Маросейке святого. Из слов тетушки о. Сергий сделал вывод, что это - указание принять батюшкино наследство. Этому и посвятил он всю свою дальнейшую жизнь.

Сначала в своей пастырской деятельности, став настоятелем храма и духовником обширного прихода, о. Сергий испытывал множество трудностей. У него были уже и свои духовные чада, а получив духовных чад батюшки о. Алексея, привыкших к старческому руководству, ему приходилось распределять свое время и внимание между теми и другими; были и трения, и недовольства. Накопилось множество вопросов, и он отправился к оптинскому старцу Нектарию, который после закрытия Оптиной жил в деревне Холмищи. Но до далекой деревни он добраться не смог из-за дорожных неурядиц, характерных для того времени.