Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki1.jpg

Священномученики протоиерей Петр Марков, иерей Александр Абиссов, иерей Симеон Кульгавец, иерей Сергий Любомудров
Память 8 феврала с.с.

Священномученик протоиерей Петр (Марков)
Петр Иванович Марков родился 15 октября (по другим данным 14 августа) 1881 года в селе Сеченки Бронницкого уезда Московской губернии в многодетной семье псаломщика. Образование будущий священномученик получил в Донском духовном училище (год окончания 1897) и Московской Духовной Семинарии, которую он окончил в 1904 году. Уже в следующем, 1905 году, Петр Иванович был рукоположен в сан иерея и начал служить в церкви села Малаховка Ухтомского района Московской области. В этой церкви отец Петр прослужил всю свою жизнь, будучи всегда окружен любящими детьми – родными и духовными (у о. Петра и матушки было 9 человек детей, а паства очень любила своего наставника). В 1930 году священника арестовали и обвинили в «невыполнении твердого задания по хлебозаготовкам». На этот раз власти ограничились относительно легким приговором: 3 недели исправительных работ и штраф 2000 рублей. Выйдя на свободу, отец Петр продолжил сужить в Малаховке. 22 января 1938 года последовал второй и последний арест. Обвинение в «котрреволюционной агитации повстанческого характера» судилось по статье 58-10 ч.1 УК РСФСР.

Приведем выписку из обвинительного заключения: "Марков П.И., близкий приятель священника о.Сергия Цветкова, арестованного за к/р деятельность, будучи крайне враждебно настроен к ВКП(б) и Советской власти, среди населения с.Коренево проводит к/р деятельность, граничащую с террористическими намерениями по отношению к руководителям ВКП (б) и Советской власти, направленную на подрыв и свержение Советской власти. Марков высказывал клевету на Советскую власть перед крестьянами: "Я вам говорил, православные, еще в 1918г., что варвары-большевики заставят нас, православных, жить по-скотски, в одном сарае,... давайте дружно бороться против коммунистов..." Марков высказывал настроения пораженческого характера: "Конец Советской власти недалек, власть тиранов-мучителей русского народа будет скоро разгромлена, Священное Писание также об этом говорит... Большевики сами себя истребляют".
Отец Петр виновным себя в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации не признал. Последовал немилостивый приговор: высшая мера наказания. Отец Петр Марков был расстрелян 21 февраля 1938 года на Бутовском полигоне. Жалоба о пересмотре дела, поданная дочерью о.Петра Верой Петровной, была рассмотрена и отклонена 26 ноября 1939 года, когда приговор о расстреле уже давно был приведен в исполнение.

Священномученик иереяй Александра (Абиссов)
Род Абиссовых – священнический. И сама фамилия – Абиссов – семинарская (такие фамилии давались воспитанникам духовных школ), происходит она от первых трех букв латинского алфавита: «АВС» («а», «б», «ц»).
Четыре старших поколения рода Абиссовых служили Господу в сельских храмах Ярославской епархии и имели многодетные семьи. В роду Абиссовых было десять священников, два диакона, три причетника.
Продолжая духовные традиции, братья Никанор, Лавр и Александр Абиссовы избрали путь служения Господу и стали священниками Ярославской епархии.
Александр Абиссов получил образование в Угличском Духовном училище и Ярославской Духовной семинарии, которую окончил в 1896 году. После этого он стал работать учителем в сельских школах.

В 1908 году Александр Афанасьевич женился на дочери священника, учительнице церковно-приходской школы Угличского уезда Надежде Алексеевне. И в том же году был рукоположен архиепископом Ярославским Тихоном (Белавиным) во иерея.
Незаметный сельский священник (каких в Российской империи было более 112 тысяч, из них около 50 тысяч в священническом сане), отец Александр Абиссов прослужил в церкви Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Ивановское Малое Мышкинского уезда Ярославской губернии около 30 лет, одновременно находясь на должности учителя и законоучителя свыше 20 лет. Священнослужения он не оставлял до своего ареста в 1937 году, когда, в результате гонений на Церковь, численность православного духовенства на территории СССР составляла уже только 24 тысячи человек.

Отец Александр Абиссов был крепким хозяином-земледельцем, плотником, столяром, пчеловодом, отцом четверых детей. Будучи уже в преклонных летах, он претерпел от советской власти неправедный суд, клевету, гонения, ссылку на принудительные работы в шахты Донбасса и заключение в Амурский трудовой лагерь НКВД. Это был глубоко религиозный, мужественный, доброжелательный человек непоколебимой веры.

Семья отца Александра в начале 20-х годов была лишена избирательных прав, это означало, что священник, его жена и дети уже не считались полноценным гражданами страны, в которой жили, и не могли получать никакой поддержки от новых властей. Вдобавок к этому священника обложили непосильным сельскохозяйственным налогом и денежным сбором.

Отец Александр много трудился вместе с крестьянами, убирал вместе с колхозниками хлеб, делал для колхозных дворов оконные рамы, вставлял стекла. Он многим помогал заниматься пчеловодством, строил для крестьян пасеки, желающих учил ухаживать за пчёлами. В Ивановском колхозе отец Александр вплоть до своего ареста в 1937 году руководил колхозной пасекой.

Первый раз священника арестовали в 1934 после убийства Кирова. Отец Александр был осужден на 2 года (якобы за сбор колосков на колхозном поле). Его отправили на принудительные работы в шахты Донбасса. В 1936 году он вернулся домой инвалидом 2-й группы с пороком сердца, энфиземой легких и хроническим бронхитом.

Второй раз отца Александра арестовали уже в следующем году. Его обвинили в антиколхозной агитации, распространении провокационных слухов в адрес Советской власти и приговорили к 10 годам лагерей. Отец Александр виновным себя не признал, после приговора он направил жалобу в Надзорную Комиссию НКВД, но ответа не получил. Из пересыльной тюрьмы НКВД в Ярославле священник был этапирован под усиленным конвоем в Хабаровск. Везли в товарных вагонах, кормили нерегулярно. На 33-й день пути заключенные прибыли на станцию Тайшет в Иркутской области, где находилось управление Озерлага НКВД. После медицинского освидетельствования заключенный Александр Абиссов был признан инвалидом, негодным к физическому труду и отправлен в Бушуйский лагпункт, где собирали «неполноценную» рабочую силу. У этого лагпункта на Баме была недобрая слава – фактически туда отправляли умирать.
Деревянные бараки заключенных размещались на площадке 200 на 200 метров, обнесенной деревянным забором с колючей проволокой и вышками по углам для часовых. В бараках стояли двухэтажные сплошные нары, пола не было. Нары были застелены грязными тряпками, кишащими вшами и блохами.
Заключенные трудились на общих работах по сооружению параллельных путей Транссиба. Рабочий день начинался в 8 часов утра и продолжался 16 часов с перерывами на обед и ужин. Люди умирали сотнями и тысячами – от истощения, паралича сердца, туберкулеза, психических расстройств.

С мая 1938 года в связи с резким ухудшением здоровья, отец Александр был переведен на работу дневального в лагерный барак.
Получив травму ноги, отец Александр был отправлен в лагерный госпиталь в город Свободный. Здесь он состоял дежурным санитарной палаты при тюремном лазарете.

К 1941 году здоровье священника настолько ухудшилось, что он уже не мог ходить. Священномученик Александр Абиссов скончался в тюремной больнице в городе Свободный в Амурской области. Он был погребен в безымянной могиле на лагерном кладбище. Над местом захоронения установили дощечку с номером заключенного 103 199. Крестов не полагалось.
Десятый в роду Абиссовых священник принял мученический венец в возрасте 69 лет 21 февраля 1942 года. К этому времени в Русской Православной Церкви духовенства оставалось уже только около 6 тысяч человек.