Страница 1 из 3
Память преп. Феодосия и ученика его Романа
17 февраля с.с.
Начальные подвиги иноческой жизни преподобный Феодосий1, Болгарин родом, совершал в Виддинском монастыре св. Николая, под управлением игумена Иова, мужа добродетельного и разумного. "Постриженный Иовом в иночество, Феодосий оказывался готовым на всякое послушание": и настоятель поручил ему заведывание экономией обители. Он мужественно подвизался и, как видели, служил не людям, а Богу. Послушание и смирение его были таковы, каких не видели в других. По кончине настоятеля Иова, перешел он в Тернов, тогда стольный город Болгарский, и стал жить в монастыре Богоматери, называвшемся Святою горою. Увлекаемый ревностью к высшей духовной жизни, ой желал найти себе духовного наставника и с этим желанием пере ходил из монастыря в монастырь, из Терновского в монастырь Червеный, из Червеного в Славенскую гору. "Бедны были тогда жившие в Болгарских монастырях подвижники добродетели". В монастыре Эпикерна игумен принял его с любовью, и братия оказывали ему любовь. Здесь он прожил не малое время, как слух о великом духовном подвижнике Григории Синаите вызвал его в пустыню Скрытную, где жил Синаит, удалившийся с Афона от тревог времени.
У преподобного Григория Феодосий нашел все, чего давно искала душа его. "Здесь днем и ночью научаем он был вере чистой и священным заповедям, возводящим душу в меру возраста духовного. Последуя священному учителю, насыщался " он духовным питием. Великий подвижник, видя его ревность к жизни по Боге, передавал ему не только обыкновенные правила подвижничества, но и наставления в умозрительной жизни". Преподобный Григорий известен преимущественно как наставник созерцательной жизни; — таков он и в письменных наставлениях2. Вот как говорит он в одном своем наставлении: "я ниже всех людей по незнанию души моей, земля и" пепел ног их. Как не считать мне себя нечестивейшим всей твари, которая остается в своем естестве по-прежнему, тогда как выступил я из естества моего безмерными беззакониями моими? Истинно, звери и скоты чистее меня грешного; я ниже всего и прежде смерти лежу в ад изверженный. Кто не сознается искренно, что грешник хуже бесов, как послушливый раб их, и потому вместе с ними затворен в бездне? Истинно, хуже бесов тот, кем владеют они. Ты с ними наследовала бездну, несчастная душа моя. Живя же прежде смерти, в земле и аде, как сметь могу считать себя праведником? Нет, я сотворил себя нечистым грешником, подобным бесу"3.
И пустыня препод. Синаита часто страдала от нападения разбойников. Потому авва послал Феодосия к Болгарскому царю Александру с просьбою о защите от людей испорченных. Благочестивый царь, по просьбе Феодосия, доставил средства оградить монастырь крепкою оградою и башнею, и еще обезопасил обитель угодьями и скотом4.
Возвратясь в обитель, Феодосий продолжал подвижническую жизнь, отделяя и ночь на молитву. Преподобный наставник дозволил ему проводить безмолвную жизнь в келье. Так он вступил в высший подвиг борения с духами и помыслами. Духи злобы наносили ему много тревог: но он побеждал их твердою молитвою. Случилась и еще нужда монастырская. По поручению наставника Феодосий снова был у царя Александра и выполнил поручение к утешению старца. Во время последнего пребывания в Тернове один из благо родных и богатых людей явился к нему с неотступною просьбою взять его с собою в пустыню. Иначе, говорил он, лишусь жизни. — Это был Роман, впоследствии самый искренний и самый любимый ученик Феодосия. Феодосий взял его теперь с собою и привел к Синаиту. Принятый Григорием, Роман волею аввы послан был на послушания. В его отсутствие скончался преподобный Григорий. — Братия усильно просили Феодосия принять на себя звание настоятеля, но он отказался и удалился из обители5.
Он предпринял теперь долгое странствование по обителям с желанием слушать наставления опытных людей. Так он был в Солуне и в Месемврии. В последнем месте посещал он скит Антония, где тогда "много было постников, один другого предварявших в жизни добродетельной и проводивших жизнь ангельскую". Затем был он в Константинополе и возвратился в Скрытную обитель. Посетив братию Синаита и поклонившись раке его, вместе с Романом пришел на Эмонскую гору, что близ Месемврии, и тут подвизался в посте и молитвах. Но разбойники выгнали его из этого уединения.
Гора, не далекая от Тернова, показалась сколько безопасною от разбойничьих нападений, столько и удобною для уединенной жизни. Феодосий поселился на ней с Романом. Три года прожили они здесь уединенно. Феодосий видит видение: гора его покрыта прекрасными птицами певчими. И вслед за тем стали приходить к нему ревнители пустынной жизни; число их дошло до 50. Это были искренние рабы Божьи. Феодосий иеромонах вел такую постническую жизнь, что на нем оставались кожа да кости. Вместе с тем он ревностно занимался переводом Греческих сочинений на Славянский язык6.