Цитата дня

...Ангелы принимают деятельное участие в судьбе че­ловека, если враги нападают на нас со всех сторон, то тем более светлые, любвеобильные Ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла (преп. Варсонофий)

oshibki1.jpg

Память преп. Феодосия и ученика его Романа

17 февраля с.с.

Начальные подвиги иноческой жизни преподобный Феодосий1, Болгарин родом, совершал в Виддинском монастыре св. Николая, под управлением игумена Иова, мужа добродетельного и разумного. "Постриженный Иовом в иночество, Феодосий оказывался готовым на всякое послушание": и настоятель поручил ему заведывание экономией обители. Он мужественно подвизался и, как видели, служил не людям, а Богу. Послушание и смирение его были таковы, каких не видели в других. По кончине настоятеля Иова, перешел он в Тернов, тогда стольный город Болгарский, и стал жить в монастыре Богоматери, называвшемся Святою горою. Увлекаемый ревностью к высшей духовной жизни, ой желал найти себе духовного наставника и с этим желанием пере ходил из монастыря в монастырь, из Терновского в монастырь Червеный, из Червеного в Славенскую гору. "Бедны были тогда жившие в Болгарских монастырях подвижники добродетели". В монастыре Эпикерна игумен принял его с любовью, и братия оказывали ему любовь. Здесь он прожил не малое время, как слух о великом духовном подвижнике Григории Синаите вызвал его в пустыню Скрытную, где жил Синаит, удалившийся с Афона от тревог времени.

У преподобного Григория Феодосий нашел все, чего давно искала душа его. "Здесь днем и ночью научаем он был вере чистой и священным заповедям, возводящим душу в меру возраста духовного. Последуя священному учителю, насыщался " он духовным питием. Великий подвижник, видя его ревность к жизни по Боге, передавал ему не только обыкновенные правила подвижничества, но и наставления в умозрительной жизни". Преподобный Григорий известен преимущественно как наставник созерцательной жизни; — таков он и в письменных наставлениях2. Вот как говорит он в одном своем наставлении: "я ниже всех людей по незнанию души моей, земля и" пепел ног их. Как не считать мне себя нечестивейшим всей твари, которая остается в своем естестве по-прежнему, тогда как выступил я из естества моего безмерными беззакониями моими? Истинно, звери и скоты чистее меня грешного; я ниже всего и прежде смерти лежу в ад изверженный. Кто не сознается искренно, что грешник хуже бесов, как послушливый раб их, и потому вместе с ними затворен в бездне? Истинно, хуже бесов тот, кем владеют они. Ты с ними наследовала бездну, несчастная душа моя. Живя же прежде смерти, в земле и аде, как сметь могу считать себя праведником? Нет, я сотворил себя нечистым грешником, подобным бесу"3.

И пустыня препод. Синаита часто страдала от нападения разбойников. Потому авва послал Феодосия к Болгарскому царю Александру с просьбою о защите от людей испорченных. Благочестивый царь, по просьбе Феодосия, доставил средства оградить монастырь крепкою оградою и башнею, и еще обезопасил обитель угодьями и скотом4.

Возвратясь в обитель, Феодосий продолжал подвижническую жизнь, отделяя и ночь на молитву. Преподобный наставник дозволил ему проводить безмолвную жизнь в келье. Так он вступил в высший подвиг борения с духами и помыслами. Духи злобы наносили ему много тревог: но он побеждал их твердою молитвою. Случилась и еще нужда монастырская. По поручению наставника Феодосий снова был у царя Александра и выполнил поручение к утешению старца. Во время последнего пребывания в Тернове один из благо родных и богатых людей явился к нему с неотступною просьбою взять его с собою в пустыню. Иначе, говорил он, лишусь жизни. — Это был Роман, впоследствии самый искренний и самый любимый ученик Феодосия. Феодосий взял его теперь с собою и привел к Синаиту. Принятый Григорием, Роман волею аввы послан был на послушания. В его отсутствие скончался преподобный Григорий. — Братия усильно просили Феодосия принять на себя звание настоятеля, но он отказался и удалился из обители5.

Он предпринял теперь долгое странствование по обителям с желанием слушать наставления опытных людей. Так он был в Солуне и в Месемврии. В последнем месте посещал он скит Антония, где тогда "много было постников, один другого предварявших в жизни добродетельной и проводивших жизнь ангельскую". Затем был он в Константинополе и возвратился в Скрытную обитель. Посетив братию Синаита и поклонившись раке его, вместе с Романом пришел на Эмонскую гору, что близ Месемврии, и тут подвизался в посте и молитвах. Но разбойники выгнали его из этого уединения.

Гора, не далекая от Тернова, показалась сколько безопасною от разбойничьих нападений, столько и удобною для уединенной жизни. Феодосий поселился на ней с Романом. Три года прожили они здесь уединенно. Феодосий видит видение: гора его покрыта прекрасными птицами певчими. И вслед за тем стали приходить к нему ревнители пустынной жизни; число их дошло до 50. Это были искренние рабы Божьи. Феодосий иеромонах вел такую постническую жизнь, что на нем оставались кожа да кости. Вместе с тем он ревностно занимался переводом Греческих сочинений на Славянский язык6.