Цитата дня

«Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдет велерeчие из уст ваших (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемeре, изми первeе бревно из очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7, 5)» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki.jpg

Житие Святителя Тихона, Епископа Воронежского, Задонского чудотворца
Память 19 июля с.с.

 От Короцка до Задонска

sv_tixon_zadonskiy_m.В 1769 году Тешевский мужской монастырь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери избрал для пребывания удалившийся на покой епископ Воронежский и Елецкий Тихон I (Соколовский) — человек, уже при жизни почитавшийся народом за святого. Именно в стенах Тешевского (с учреждением вместо слободы Тешевки города Задонска — Задонского) монастыря, этот архиерей, оставивший епископскую кафедру по болезни, достиг небесных высот на пути земном. Здесь родились главные духовные сочинения, принесшие ему славу «Российского Златоуста». Здесь суждено было св. Тихону многое претерпеть и еще большее приобрести, чтобы в конце подвижнического пути увенчаться благоуханным венцом святости.
И этот факт явился определяющим во всей дальнейшей духовной и материальной истории Задонского мужского Богородицкого монастыря.

А начиналось все в Валдайском селе Короцке Новгородской губернии. В лето от Рождества Христова 1724-е родился в семье причетника местной церкви Савелия Кириллова сын, коего по Святом Крещении нарекли Тимофеем. Мать будущего святителя звали Домникой. Всего в семье Кирилловых росли четыре сына и две дочери, которых родителям, по бедности прихода, прокормить было непросто...
Рано лишившийся отца, Тима с младых лет испытал горечь нужды. Старший брат Евфимий, занявший место покойного родителя, не в силах был на более чем скромное жалованье причетника содержать сразу две семьи. Видя тяготы старшего сына, вдова Савелия решила отдать младшего — Тиму — в ученики к богатому, бездетному ямщику. Вот как спустя десятилетия сам святитель вспоминал об этом эпизоде, в котором, по общему мнению многих авторов житий святого, нельзя не увидеть руководящую руку Промысла Господнего:

Как-де я начал себя помнить, в доме, при матери нашей (отца своего я не помню) было нас четыре брата и две сестры: большой брат дьячкову должность отправлял, средний же брат взят был в военную службу, а мы все еще малы были и в великой жили бедности, так что нуждную дневную имели пищу, и потому мать наша в великом прискорбии была о воспитании нашем. Но нашего же прихода ямщик богатый, а бездетный был; он часто приходил к нам в дом; я полюбился ему. Он неоднократно просил мене у матушки, и так говорил: отдайте мне Тиму своего, я его вместо сына воспитаю и все имущество мое — его будет. Мать моя, хотя и отказывала ему, — жаль ей отдать мене, — но крайний недостаток в пище понудил матушку отдать мене ямщику оному, и она, взявши за руку, повела мене к нему, — я сие хорошо помню. Большаго же брата в сие время не было в доме; но как пришел он, то вопросил у сестры: где матушка? Она сказала ему: повела Тиму к ямщику. Но брат, догнав на дороге матушку, стал перед нею на колени и сказал: куда вы ведете брата?! Ведь ямщику отдадите, то ямщиком он и будет; я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам ямщику. Постараемся обучить его грамоте, то он может к какой церкви в дьячки или пономари определится. И потому матушка воротилась домой.

Бывший келейник святителя Тихона В. И. Чеботарев, из записок которого мы и процитировали вышеприведенный монолог, сообщает, что это «точно и истинно его святительские слова».
Оставшись дома, юный Тимофей, несмотря на малолетство, делал все возможное, чтобы облегчить бремя старших.

«А как в доме было есть нечего, — вспоминал позднее сам святитель, — то я у богатого мужика во весь день, бывало, бороню пашню, чтобы только богатый мужик хлебом накормил».

Это раннее знакомство с тяготами жизни и тяжелым трудом крестьянским навсегда запечатлелось в восприимчивой, сострадательной душе. И в годы зрелые, и на склоне лет своих не раз увещевал святитель Тихон сильных мира сего не забывать о малых; призывал помещиков относиться к крестьянам как к братьям, не утруждая их непосильным трудом; а богатым и сытым настоятельно советовал делиться достатком своим с алчущими.
Через некоторое время у семьи Кирилловых, действительно, появилась возможность отправить Тиму «в учение». Но радость оказалась недолгой — ввиду неимущества, отрок из Короцка отчислен был из детей духовного звания, принятых в славянскую школу, и записан в школу арифметическую, с тем чтобы по ее окончанию пойти в военную службу. Но вновь, как и в случае с отдачей Тимы в воспитание ямщику, исправлены были пути человеческие, уводившие мальчика от будущего служения Господу. Попечением другого брата — Петра, — к тому времени получившего место причетника в Новгороде и взявшего на себя заботы о содержании Тимофея, тот все-таки возвращен был в славянскую школу при Новгородском архиерейском доме. 11 декабря 1738 года Тимофей (под фамилией Савельев) начал свое учение.
Несмотря на то, что по бедности немало времени приходилось тратить Тимофею не только на уроки, но и на приобретение средств к существованию, он не затерялся среди тысячи учеников школы, но, напротив — скоро был отмечаем в числе лучших. А потому, когда в 1740 году составляли списки наиболее способных для продолжения образования в новооснованной Новгородской духовной семинарии, Тимофей Савельев был включен в их число. И, как особо одаренного, приняли его на казенное содержание. С усердием продолжал учение Тимофей и далее, хотя порой (по личным воспоминаниям святителя), чтобы приобрести необходимые книжки, приходилось продавать часть получаемого от казны хлеба.
Проявленное прилежание не пропало втуне. С 1750 года Тимофей является не только учеником богословского класса, но и преподавателем греческого языка.
В это время меняется фамилия будущего святителя. Как уже говорилось выше, при записи в обучение фамилия дана была ему, согласно старинной, но уже отживавшей традиции, по отчеству – Савельев. Но позднее Тимофею, как, возможно, и прочим ученикам из простых семей, присвоена была полноценная фамилия, отличная от отчества. В документах школы разных лет он именуется Соколовский или реже — Соколов. Отсюда и разнобой в указании мирской фамилии св. Тихона как в различных изданиях его житий до революции, так и в современных работах на эту тему.
Современный исследователь жизни святого схиархимандрит Иоанн (Маслов) считает наиболее верным вариант «Соколовский». Видимо, польско-южнорусский акцент в фамилии появился из-за того, что преподаватели семинарии были из Киевского ученого монашества, и именно они определяли, какую фамилию носить учащемуся.