Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki1.jpg

                      Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский и Елабужский
Память 27 июля с.с.

svshm_amvrosiy_gudkoЕпископ Амвросий (Гудко) Сарапульский, второй викарий Вятской епархии, отличаясь горячим характером и резкой бесстрашной прямотой, имел столкновения со светскими властями за обличение в церковной проповеди злоупотреблений губернской администрации, был уволен на покой в 1917 году и назначен настоятелем Свияжского Богородицкого Успенского монастыря Казанской епархии, где его и застала революция. В сильных проповедях у раки святителя Германа Свияжского владыка призывал свою паству не радоваться безбожию, молиться за заключенного императора и не верить революционной лжи. Косились на "дерзкого" архиерея комиссары Временного правительства, злились позже и первые большевистские комиссары, но популярность этого простого архипастыря долго не позволяла поднять на него руку.

Епископ Амвросий (в миру - Василий Гудко) родился 28 декабря 1867 года в Люблинской губернии в семье благочестивых родителей. В 1893 году он окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, принял монашество и в мае 1893 года был рукоположен во иеромонаха с назначением на должность заведующего Катехизаторского Миссионерского Училища на Алтае. В октябре 1897 года иеромонах Амвросий был назначен начальником Духовной Миссии в Корее с возведением в сан архимандрита. В 1901 году последовало назначение архимандрита Амвросия на должность ректора Волынской Духовной Семинарии, а 30 апреля 1904 года - хиротония во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С февраля 1909 года епископ Амвросий был перемещен на Балтскую викарную кафедру Подольской епархии, а 14 февраля 1914 года - стал епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии. 5 октября 1916 года Государь Император утвердил доклад Св.Синода о наименовании Преосвященного Амвросия, викария Вятской епархии, епископом Сарапульским и Елабужским.

В конце 1916 г. произошел конфликт между сарапульскими "либералами" Михелем и Поляковым, с одной стороны, и епископом Амвросием - с другой, в результате чего Владыка отлучил этих господ от Причастия. Мера по тем временам была крутая и некоторые, особенно из единомысленных Михелю социал-демократов, выражали сомнение в необходимости такого наказания. Гласный Сарапульской Думы г.Михель был известен в городе своими крайне дерзкими, несдержанными высказываниями и идеями. Так, когда в январе 1917 года в Думе обсуждался вопрос об освобождении войсками от постоя помещения женской гимназии, Михель выразился таким образом: "Я вовсе не хочу лишить солдатиков хорошего помещения, но нужно же позаботиться и о науке", а потому предложил солдатам съехать из гимназии и занять сарапульский мужской монастырь. Когда был поставлен вопрос о том, что отлученный от Причастия, должен отказаться и от должности попечителя Николаевского церковно-приходского училища, каковым состоял Михель, последний, непечатно выразившись в адрес епископа, заявил о себе так: "Какой бы нравственности не был человек, как бы нравственно он не стоял, у каждого есть какое-нибудь святое святых, дорогое. Это святое святых для меня была Николаевская школа. Епископ Амвросий вот здесь меня и поймал, поймал за самое больное место."

Желая опротестовать решение епископа, Михель направил жалобу в Св.Синод. Против преосвященного Амвросия выступила революционная левая печать, требуя удаления епископа Амвросия из Сарапула. На поддержку Владыки должны были выступить верующие и духовенство. В №8 газеты "Прикамская жизнь" от 11 января 1917 года было помещено письмо бывшего рабочего Ижевского завода, крестьянина Сарапульского уезда поселка Покровского, Антона Глухова:

"В №284 "Камы" за 1916 г. напечатана статья "Из местной жизни", в которой приведена выдержка из "Биржев.Вед.", заключающая в себе характеристику деятельности Епископа Сарапульского Амвросия. Меж.проч., в статье этой есть ссылка на заявление Епис.Вятского Никандра...о неручательстве...за возможность выступлений Е.Амвросия в таких населенных поселениях, как Ижевский завод, крайне нежелательных для спокойствия местного населения; при чем для примера приведен случай, "когда Е.Амвросий весьма неосторожно завел речь о насильственном обращении татар в христианство и тем самым вызвал среди них сильнейшее раздражение".