Цитата дня

 Адам уподобляется ангелам и не имел нужды ни в чём. После греха уже труд, изнурение, стыд, страх, смерть(Св. Иоанн Златоуст)

oshibki.jpg

Житие святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, Крестителя Руси.
Память 15 июля с.с.

sv_ravnoap_vladimir_mНемногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предоп­ре­делившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.

Во времена безусловного господства язычества на Руси, задолго до предуго­тов­ля­емого Промыслом Божиим принятия святого крещения, уже жили хрис­тиане. И святитель Димитрий Ростовский в житии святого князя Владимира процесс христианизации нашего народа условно делит на четыре периода.

Впервые славянские племена, населявшие территорию будущей Киевской Руси, услышали евангельскую проповедь от святого апостола Андрея Первозван­ного еще в I веке по Р. Х. Святой Андрей прошел от Крыма через всю страну до бу­дущего Новгорода, повсюду крестя наших предков и утверждая их в вере Хрис­товой. На Киевских горах он предсказал основание великого го­рода со мно­жеством христианских храмов.

Второй период относится ко времени царствования византийского импера­тора Василия Македонянина (867—886). Константинопольский патриарх Фотий (857—867; 877—886) прислал на Русь епископа Михаила, который стал проповедовать слово Божие среди язычников. По их требованию епископ Михаил совершил чудо: он ве­лел развести огонь и положил в него Евангелие, кото­рое при этом осталось невредимым. Тогда многие уве­ровали во Христа.

В третий раз массовое крещение славянороссов про­изошло во времена святой равноапостольной княгини Ольги, после ее крещения. Святая Ольга построила много христианских храмов. Но крещение Русского го­сударства в целом, крещение всего народа произошло только при святом Владимире, который по праву назы­вается просветителем русского народа светом Христо­вой веры.

Святой князь Владимир был внук святой равноапостольной Ольги (+969; память 11/24 июля), сын Святосла­ва (+972). Мать его Малуша (+1001) — дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Ма­лом, князем древ­лянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его Добрыню и Малушу взяла с собой. Добрыня вырос храбрым, умелым воином, обладал государственным умом, был впос­ледствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах воен­ного и государственного управления.

Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и по­любилась она суровому воину Святославу, который против воли матери сде­лал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни, с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжества, отправила Малушу на свою родину, в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, — Олег, в Новгороде — Владимир.

Ярополк был женат на гречанке — бывшей монахине, которую Святослав зах­ватил в Византии во время набега и привез в жены сыну. Под влиянием сна­чала бабки своей Ольги, а затем и жены Ярополк начал склоняться
к хрис­тианству. Крещения он, по-видимому, не принял, но, по свидетельству летописи, давал «великую волю христианам». Однажды брат его Олег убил
в своем лесу сына варяга-дружинника Ярополка за то, что тот осмелился охотиться там. Отец убитого настаивал на мести. Ярополк пошел против Олега дружиной. Отступая, Олег погиб в свалке на мосту, что сильно опечалило Яро­полка, не хотевшего смерти брата.