Цитата дня

Блаженный Григорий говорил, что от всякого человека, получившего крещение, Бог требует следующих трех условий: правой веры от души, истины от языка и целомудрия от тела (Древний Патерик)

oshibki1.jpg

Священномученики иерей Геннадий (Здоровцев), диакон Гавриил (Архангельский), диакон Феодор (Смирнов)
Память 22 июля с.с.

Священномученик Геннадий (Здоровцев) родился в 1868 году в семье священнослужителя. В 1888 году он окончил курс Ярославской Духовной семинарии и служил в храмах Любимского уезда до 1907 года, когда был перемещен в Ярославский Кафедральный собор. В 1914 году он стал настоятелем Владимирской церкви города Ярославля. Добросовестное служение отца Геннадия не раз было отмечено наградами. Во Владимирской церкви отец Геннадий прослужил до своей мученической кончины. Он был расстрелян 5 июля 1918 года при неизвестных обстоятельствах.

Священномученик Гавриил  (Архангельский Гавриил Николаевич) родился в 1885 году в селе Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика. В 1906 году по увольнении из 4-го класса Волоколамского духовного училища он был назначен псаломщиком к Петропавловскому храму, что при реке Клязьме в селе Петропавловское Богородского уезда, в 1909 году – переведен псаломщиком к Михаило-Архангельскому храму в селе Архангельском Волоколамского уезда, в 1911 году – к Петропавловскому храму при Мариинской больнице в Москве. С 1907 года он был учителем пения в Старо-Псарьковской церковно-приходской школе в Богородском уезде, с 1910 года – в Михаило-Архангельской церковно-приходской школе. 28 сентября 1915 года он был рукоположен во диакона к Петропавловской церкви при Мариинской больнице в Москве. С 1934 года диакон Гавриил стал служить в Преображенском храме на Преображенской площади. Здесь его и застали гонения конца 1930-х годов.
11 декабря 1937 года были арестованы некоторые члены причтов Преображенского и Богоявленского, что в Елохове, храмов и заключены в Таганскую тюрьму. Среди них был и диакон Гавриил Архангельский. На следующий день диакон Гавриил был допрошен. Узнав, кто еще служил с ним в храме, часто ли собирались вместе служившие и по какому поводу, следователь спросил, не велось ли между ними разговоров на политические темы, когда они собирались у архиепископа Дмитровского, викария Московской епархии Сергия (Воскресенского).
– При посещении нашим причтом архиепископа Сергия никаких разговоров на общественно-политические темы мы не вели. Помню только, что, когда была опубликована новая конституция, архиепископ поздравил нас с получением гражданских прав, – сказал диакон.
– Следствие располагает данными, что вы лично среди окружающих вас лиц духовного звания и верующих вели контрреволюционную пропаганду, распространяя провокационные слухи о гонении на религию и духовенство в СССР, о предстоящей войне фашистских стран с СССР и поражении последнего в этой войне. Признаете ли вы это?
– Нет, я этого не признаю.
20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Гавриила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 5 февраля 1938 года он с этапом заключенных прибыл в город Лесозаводск, в 19-е отделение Бамлага НКВД. Почти сразу же после прибытия в лагерь против него и духовенства, находившегося в лагере и собранного в 145-й колонне, было начато новое дело.
В начале марта 1938 года осведомители донесли в оперчасть НКВД, что собравшиеся в лагере священники поют вслух молитвы и обсуждают грядущие церковные праздники. 12 марта в качестве обвиняемого был допрошен один из священников Московской епархии, признавший себя виновным в том, что участвовал в контрреволюционных разговорах, которые велись среди заключенных. Был допрошен еще один священник, который также признал себя виновным и что контрреволюционные разговоры духовенством велись; затем стали допрашиваться свидетели. Всего по делу привлекли тридцать одного человека, из них четверо признали себя виновными. Остальные, в том числе диакон Гавриил Архангельский, виновными себя не признали. 31 марта 1938 года тройка НКВД на основании показаний свидетелей и некоторых обвиняемых приговорила их всех к расстрелу. Однако они не были сразу убиты, продолжали ходить на общие работы, иные же страдальчески скончались до исполнения приговора.
5 июля 1938 года все арестованные, кто дожил до этого последнего для них дня на земле, были расстреляны, среди них мученическую кончину принял и диакон Гавриил Архангельский.

feodor_smirnovСвященномученик Феодор (Смирнов Федор Владимирович) родился 5 апреля 1890 года в селе Раменье Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика. В 1913 году Федор окончил три курса Вифанской Духовной семинарии. Он женился на дочери священника Василия Ивановича Орлова Анне, брат которой, священник Сергий Орлов, впоследствии мученически пострадал во время безбожных гонений.
5 апреля 1913 года Федор был определен диаконом к Воскресенской церкви села Раменье и вскоре после этого рукоположен; до 1917 года он был законоучителем в Михалевской и Воскресенской земских школах. 16 ноября 1917 года диакон Феодор был переведен в Духосошественский храм на Лазаревском кладбище в Москве. 28 октября 1920 года он был награжден двойным орарем. В 1932 году храм на Лазаревском кладбище был властями закрыт, и диакона Феодора перевели в храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще, где он прослужил до своего ареста.
Много лет спустя, сын диакона Феодора с большой любовью вспоминал об отце, которому он был много обязан приобщением к дому Божьему. Несмотря на то, что воцерковление и своих детей было в то время небезопасным даже и для священнослужителей, отец Феодор в семь лет ввел его в алтарь, где он продолжал прислуживать и тогда, когда отец был арестован. Он вспоминал, что, благодаря именно отцу, он пронес через всю тогдашнюю тяжелую жизнь радость познания Божией истины и очищающей душу благодати.
Диакон Феодор был арестован 10 декабря 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму. 15 декабря следователь допросил его.
– Ваше отношение к советской власти?
– Мое отношение к советской власти лояльное, – ответил он.
– Вы говорите неправду, следствие располагает материалами, что вы антисоветски настроенный человек. Дайте правдивые показания.
– Я говорю правду.
– Вы говорите неправду, – продолжал настаивать следователь, – следствие располагает материалами, что вы среди окружающих распространяли контрреволюционные слухи о гонении на религию и духовенство в Советском Союзе, о насильственном закрытии церквей, а также вели контрреволюционную деятельность, направленную на срыв выборной кампании в Верховный Совет. Дайте правдивые показания.
– Вышеуказанной деятельностью я не занимался, – ответил диакон.
В качестве штатного свидетеля был вызван настоятель храма, где служил диакон Феодор, который дополнил своими показаниями следственный материал. Он показал, что диакон Феодор «среди окружающих вел антисоветскую агитацию, направленную на срыв выборов в Верховный Совет…»
20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Феодора к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в город Лесозаводск Приморского края в 19-е отделение Бамлага, где встретился с голодом, непосильным каторжным трудом и нечеловеческими условиями содержания. Но мучителям и того было мало – в феврале 1938 года против духовенства и верующих, собранных в 145-й колонне концлагеря, было начато новое дело. Диакон Феодор только и успел послать из лагеря родным в Москву одно письмо и получить от них посылку, после чего всякая связь с ним прервалась. На допросах он виновным себя не признал. 31 марта 1938 года тройка НКВД приговорила тридцать одного заключенного лагеря к расстрелу и среди них диакона Феодора, но о приговоре им не сообщили. Еще три месяца приговоренные к смерти продолжали работать. Диакон Феодор Смирнов был расстрелян 5 июля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

Источник: pstgu.ru