Цитата дня

«Гордой душе Господь не являет Себя. Гордая душа, хотя бы все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым» (прп. Силуан Афонский)

oshibki1.jpg

Святый Иоанне, ты ненавидишь меня?

Прошло 8 лет со дня свадьбы. Напрасно г-н Георгий К. и его супруга Архондула ждали ребенка. Душа их была погружена в глубокую, неизлечимую печаль. Как печально выглядит жизнь, когда женщина не становится матерью, когда у нее нет детей! Супруг в скорби всегда поддерживал жену, придавая ей этим силы. “Потерпи, - говорил он ей. - Это Божья воля. Слезами и переживаниями нельзя изменить ничего. Цель брака - это ведь не только обретение детей. Это прежде всего путь к духовному прогрессу, росту, это соединение в вечности с Богом”.

Г-жа Архондула молилась не переставая. Все силы своей души она вкладывала в молитву. С детских лет ее любимая мама научила ее молиться и всегда говорила, что сильные люди молятся, и молитва вооружает человека терпением и умением ждать в трудной жизненной борьбе.

Еще будучи девочкой она с родителями приезжала поклониться мощам Святого Иоанна. И сейчас она часто обращается к Святому: “Великий Святый Иоанне, прошу и молю тебя, предстательствуй за меня перед Богом, дабы удостоиться и мне стать матерью. Ни люди, ни наука вот уже восемь лет не дают мне никакой надежды на это. Так и живу я с болью в сердце, в доме без детского смеха. Но я, Святый Иоанне, буду ждать помощи с Небес. Да одарит меня Господь чадом, да наполнится дом мой и сердце мое радостью и счастьем. Я буду уповать на Господа”.

Наступила зима 1979 года. Со слезами на глазах, стоя на коленях, г-жа Архондула старается сосредоточиться на молитве. Но ничего не получается. На душе у нее неспокойно. Хочется рыдать, кричать. Она смотрит на иконостас и, обращаясь к образу Святого Иоанна, произносит: “Что же я сделала такого, Святый, что ты возненавидел меня? Почему Господь не посылает мне радости. Святый Иоанне, скажи, ты ненавидишь меня?”

Время после полуночи. Кто-то неизвестный поднимается по лестнице дома. Муж и жена проснулись. “Ни слова, - говорит супруг. -Это может быть кто-нибудь с работы. Перепутал время и пришел за ключами от конторы. Бывает. Не произнести ни звука, и он уйдет”. Неизвестный поднялся, постучал в дверь, и она открылась сама. Во тьме показался свет, сквозь который проступил образ Святого Иоанна: “Архондула, какую молитву ты сотворила сегодня ночью? Святые никогда никого не ненавидят. Нет Воли Божией пока на то, чтобы ты стала матерью. Должно пройти еще 2 года, чтобы тебя посетила эта радость”. Свет пропал, не слышалось ни звука.
Через 2 года пришла в семью радость с Божией помощью - первый, второй, третий ребенок. Детские голоса зазвучали в доме, наполняя радостью сердца родителей. 3 декабря 1979 г.

Не бойтесь!

1947 г. Идет гражданская война. Грек убивает грека, брат - брата. Христианин - христианина. Родители - детей, дети - родителей. По всей Элладе, в городах и селах льется кровь, поднимается меч, винтовка, нож, сжигаются дома! Эллада в огне. И все были уверены, что убивали во имя восстановления справедливости, во имя правды и демократии. Но что на земле есть более справедливое, более прекрасное и истинное, чем человеческая жизнь. Тому, кто пал жертвой убийства, ничего уже не было нужно. Ни справедливость, ни демократия, ничего.

Истинно, ничего не стоят все идеологии, политические системы и демократии мира по сравнению с одной единственной человеческой жизнью, кровью, которая бесцельно проливается, и становится трупом то, что минуту назад было живым человеком. Я видел эти трупы своими глазами. Потерянные жизни, во имя той или иной идеологии, во имя слепой веры пустым словам и системам. Спасите человека! Научите человека быть человеком, и больше ничего.

1947 год. Горе и преступление наложили свой отпечаток на столь короткую человеческую жизнь.

Село Прокопион не познало этой трагедии. Святой Иоанн не пожелал, чтобы обагрилась кровью земля, где почивают его мощи, где стоит его храм, его Дом.

Пастух Димитрий В. пас однажды своих овец. И видит на небе, над высокими вершинами деревьев образ Святого Иоанна. Святой как бы парил над лесом, распластав руки, как крылья. В тот же момент послышался голос, как звук небесной трубы: “Не бойтесь, не бойтесь!” Святой описал круг над горной долиной и скрылся в храме. Пастух утверждал, что видел все своими глазами, причем днем. И мы верим ему, ибо Святой Иоанн не позволил совершиться злу.

То, что я записал, я узнал из беседы с одним из партизанских командиров, но не тогда в 1947 а уже в 1988 году. Этот бывший партизан скрывается сейчас под чужим именем и живет среди нас. Послушаем его рассказ:

“Батюшка, вы служите в храме Святого Иоанна?” “Да”, - отвечаю я. “Можно мне с вами поговорить?” “Пожалуйста”.

“Знаете, я был когда-то командиром партизанского отряда в Центральной Греции и здесь на Эвбее. Я отвечал за вынесение смертных приговоров и приведение их в исполнение. Отряды смерти подчинялись мне. Пять раз я посылал своих людей для приведения в исполнение смертного приговора - расстрелять таких-то и таких-то (называет 9 фамилий). Но отряды возвращались, не выполнив приказа. Как только они приближались к вашим местам, неожиданно теряли силы и смелость, ноги их становились как ватные. Продвигаться было невозможно, и они возвращались назад. Ни один из наших приказов не был выполнен на вашей территории. Уверен, что вас здесь спасал Святой Иоанн Русский.

Потом, после войны, я долго скрывался, сменил все документы. Меня никто не знает. Только Господу Богу все известно. Я покаялся. Молю Бога простить мне мои преступления”.

“Да, господин капитан, Бог велик. Его Правда выше прегрешений разбойника и грехов блудницы. Но скажи мне лишь одну вещь. Твоя Правда, твоя идеология и демократия смогут ли вернуть загубленные души, смогут ли дать вновь жизнь мертвецам? Когда же, господин капитан, они порадуются твоей правде? Сколько же могут стенать Святые и куда в первую очередь они должны бросаться с помощью? Каким еще способом могут они нас вразумить? Может быть, достаточно уже того, что живы вы, господин капитан? Идите с Богом, и пусть Он один ведает”. 23 мая 1988 г.

Из Арабской Мекки в Прокопион на Эвбее

Блюдо с едой отправил когда-то чудесным образом Святой Иоанн Русский из Прокопиона в Малой Азии в Арабскую Мекку. Это было одним из первых его чудес.

Юноша, терпя муки во имя своей Православной веры, приводит в изумление врагов Христианства и укрепляет веру своих собратьев. В истории записано это чудо, происшедшее на глазах у изумленных мусульман. Чудо отправки блюда зафиксировано в Житии Святого. Произошло оно 270 лет назад и поражает своим ветхозаветным величием.

Любовь Христова вооружила Святых теми же силами, что и Пророков, Первосвященников и Праведников Ветхого Завета.

В наши дни священник, служащий в храме Святого Иоанна, захотел систематизировать некоторые чудеса Святого, собрать исторический материал, записать то, что в устном предании привезли в Прокопион на о. Эвбея беженцы из Малой Азии.

Целью этой работы было выпустить Житие Святого, дополненное живой традицией старых эмигрантов, тех, которые уходят один за другим в мир иной.

В один из дней священник, начавший работу по записи фактов и преданий о жизни Святого, служил вечернюю службу в храме Святого Иоанна. Со словами: “Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою...” - кадил он у Раки со Святыми мощами. Взгляд его упал на большую икону с клеймами из Жития, стоящую у изголовья Раки. Священник смотрел на то место в иконе, где Святой изображен на коленях молящимся о совершении чуда по перенесению медного блюда в Мекку. Батюшка пробормотал про себя: “Святый Иоанне, вот хорошо бы и заиметь копию этого блюда, сфотографировать его для нового издания твоего Жития!”

Прошла неделя. И в село приезжает женщина-паломница из Спарты по фамилии Линардату. У входа в храм она встречает священника. “Батюшка, вы из этой церкви?” - спрашивает. И, получив утвердительный ответ, продолжает: “На прошлой неделе, в пятницу вечером (это был как раз тот день, когда служил в храме уже известный нам священник) я увидела во сне Святого Иоанна. Он мне сказал следующее: “Среди вещей, которые привез тебе отец из Малой Азии и которые находятся в подвале вашего дома, есть одно медное блюдо. Почисти его и привези в мой храм в Прокопион на остров Эвбею и оставь его там, оно мне нужно”.

Сказав эти слова, женщина вынимает из сумки медное блюдо. Пораженный священник видит, что это как раз и есть то блюдо, которое изображено на иконе. Слезы наполнили глаза батюшки. Он берет дар, подходит к мощам Иоанна Русского и ставит блюдо на крышку Раки. “Святый Иоанне, - обращается он со словом ко Святому, - столь мы утомляем тебя, грешные, своими просьбами. Слава Господу, слава тебе, питающему к Нему такую любовь. Ты прославил Его и пребываешь с Ним вечно. Благодарю тя, Святый Иоанне, славлю имя твое”.

И сегодня блюдо Святого находится в его храме. Фотография этой реликвии будет напечатана в Новом издании Жития. 30 октября 1976 г.

Исцеляет кровотечения

Один из священников храма Святого Иоанна страдал частыми носовыми кровотечениями. Более 15 лет его мучила эта болезнь. Неожиданно лопался сосуд, и из носа обильным потоком начинала течь кровь. Часто в угрожающих количествах.

Однажды утром батюшка пришел на службу, зашел в алтарь готовиться к службе. Было еще очень рано - 4 часа утра. По дороге в храм опять началось кровотечение. Кровь заливала бороду, рясу. Почувствовав головокружение, батюшка стал искать воду, чтобы умыться. И на ум ему пришла мысль, что кровотечение, может быть, является симптомом какой-нибудь болезни. Он вспомнил своих трех чад, свою матушку. “Святый Иоанне, если болезнь, которой я страдаю, приведет меня в потусторонний мир, возьми на себя заботу о моей семье. Если же можно избавиться от этого недуга, исцели меня для того, чтобы я мог исполнить свой долг перед церковью и семьей”. Умывшись и немного отдохнув, священник вошел в церковь.

Темно, электричества нет. Только тусклый свет лампадок освещает храм, оживляет иконы и лики Святых. Святой отец начинает приготовительные молитвы, настраиваясь к великому Таинству - к Божественной Литургии и Евхаристии.

Для священника отслужить Божественную Литургию означает совершить нечто великое и непостижимое не только для человека, но для небесных ангельских сил. Только священник получает от Бога благодать во время рукоположения и может совершать Таинства, произносить Святые слова молитв - и в те минуты происходит все именно так, как он говорит. “Потому что слово молитвы, которую читает священник имеет божественную силу, и то, что просит народ Божий на Божественной Литургии устами иерея, всякий раз становится действительностью”.

В ту минуту, когда болящий иерей находился еще в алтаре, в трех метрах от него появился молодой юноша, высокий, светлый, одетый в военную форму, который всем своим видом показывал, что ему что-то нужно от священника. Батюшка стал быстро прикладываться к иконам иконостаса, причем у последней иконы прошел совсем близко к этому военному, на расстоянии 1 метра. Молодой юноша всем своим видом показывал, что торопится, и перешел в западную часть Собора, как бы говоря этим, что уходит. Священник вошел в алтарь, приложился к Святому Престолу и говорит старосте: “Скажи этому военному, который там у алтарных дверей и очень спешит, - пусть подождет меня. Я сейчас закончу и иду”. Через секунду возвращается староста в страхе и говорит: “Батюшка, в храме никого нет, сюда никто не входил. Я вышел и даже за дверями проверил. Кругом пустынно. Это должно быть был Святой Иоанн”. “Возможно. Но пока никому ни о чем не говори”.

С тех пор прошло 10 лет. Священник с того времени исцелился от недуга. Исполняет свой священнический долг. Через благодать, переданную ему от Бога, он от имени верующих обращается ко Всевышнему и молится ежедневно о грехах и прегрешениях людей. 29 июня 1972 г.
 

                Песнопения из службы святому Иоанну Русскому

Месяца мая, В 27-й день,

  НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4:

Благодати нареченный соименником, Божественныя токи спасительныя, Святым Духом подаваемыя верным, приусвоил еси, блаженне, имиже обогащался, житие на земли совершил еси благочестно, предстоиши ныне в радости всех Спасу на Небеси с лики Безплотных, прославляя величия Божия, Егоже моли, Иоанне, спасение даровати воспевающим тя.

Лику избранных сочетался еси от купели возрождения, и, Церкве Христовы причастник быв, возрастал еси во страсе Божий, и навыкл еси благодатию в добродетели, и достигл еси Небеснаго Царствия. Сего ради твое Российское Отечество радуется, яко имеет тя заступника, предстоящаго Святей Троице. И мы в, людие твои, единородный та язык, веселия исполняющеся, вопием: молитвами твоими от всякаго обстояния спаси нас, Иоанне, угодниче Христов.

Аще кая похвала подобает святым, в телеси на земли пожившим и пред Господем всегда ходившим делы благими, паче ублажати тя подобает, Иоанне: в Каппадокии бо житие нескверное совершив. Божественная повеления исполнил еси и душею в Небесных селениих Безплотным причтен еси Силам, мир мирови даровати молися и спасения душам нашим.

Житие, о Иоанне, равноангельное совершил еси, сохранив сердце твое в чистоте от всякия скверны плоти и духа, темже Вседержителя Вышних сподобился еси видети и, светом Того сияя пред человеки, научавши люди вере Православней, указуеши путь житием твоим к Небесному Царствию всем, ко святым твоим мощем приходящим, молитвою твоею подавши исцеления и вся потребная к житию и благочестию, в немже утверди всех, воспевающих память твою.

Слава, глас 2: Едемскаго древа жизни преслушания ради праотец отвержен бысть, безсмертия пищи преступлением заповеди лишися, предадеся смерти, яко тленный. Нетления венец приял еси, Иоанне, закону бо евангельскому повинулся еси существом твоим, и, Божественныя Евхаристии вкушением укрепляяся, весь Богу твоему сочетался еси, Егоже моли о всех, чтущих тя.

И ныне: Богородичен: Прейде сень законная: Вход. Прокимен дне. И чтения преподобническая. На стиховне стихиры, глас 1: Иоанне любомудре, претерпел еси во имя Христово зной, и хлад, и трудов изнурение, и алкал еси, и, от жажды истощаемь, радости же Небесныя исполнился еси, нощми Победоносцу усердно моляся, того страданием сподобился еси сопричастия, обаче не устрашился еси мучителей дерзости, явился еси слава и похвала исповедников. Проси заклавшагося за спасение всех Агнца Божия даровати Божественную милость и умирение миру.

Стих: Праведник, яко финикс, процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится.

Овча, еже на заклание ведомое, был еси, блаженне Иоанне, егда претерпел еси заушения и страдания, обаче веру соблюл еси непреобориму и отечества твоего не отпал еси, русский телом и Христов душею цребывая. Моли даровати Российстей стране благословение Божие, спасение чтущим тя, миру же всему умирение.

Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Овча, еже на заклание: (зри выше).

Слава, глас той же:

Агнец непорочен и благоприятен явился еси, евангельскую веру внутрь приемь, пожил еси на земли, яко безплотен, и, плененный сущь, свободу еже во Христе явил еси. Российския земли порождение, Элладе источаеши чудес величество, Иоанне славне, чудодетелю, молися о всех, чтущих та.

И ныне. Богородичен: Невесто Избранная, Богоотроковице, зачала еси плотию Сына Божия и Бога Слова с земнородными сочетала еси, Нераздельнаго и Неразлучнаго Отцу и Духу Святому, человечеством восприявшаго волею страсть смертную, да свободит создание Свое от рабства тлению, да подаст мир и спасение всем Крестом и Воскресением.

Тропарь, глас 4:

На Небеси предстоя Святей Троице, праведно блаженно Иоанне, земный ангеле. Божий человече, с Безплотными лики славословиши любовь неизреченную, в Церкви первородных со святыми водворяяся, о нас, сущих на земли, возносиши молитвы к Содетелю всех и Спасу, да подаст мир всему миру, Церквам на земли благостояние и соединение всех, чтущих Сына Божия, во плоти пришедша, во святом Теле Христа Иисуса, еже есть Церковь Бога Живаго, во спасение рода человеческаго.


Публикуется по изданию: "Святой праведный Иоанн Русский" Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1995 г.