Цитата дня

"Богу любезне грешник, кающийся и смиряющийся, чем праведник, сознающий свою правду" (Прп.Анатолий Оптинский)

oshibki.jpg

Житие преподобной Анны Всеволодовны

Память 3 ноября с.с.

Ряд святых Русской Церкви начинается равноапо­стольной княгиней Оль­гой. Княгини прежде князей принимают на себя иго иночества. Из княжеского рода прежде всех постриглась в иночество супруга великого князя Ярослава Ирина, в иночестве св. Анна. Второй инокиней, но первой девственницей из княжеского рода была блаженная Анна, дочь вели­кого князя Всеволода. Она постриглась в 1086 году, тогда как первым добровольным иноком из князей был святой Николай Святоша, поступивший в иноче­скую обитель в 1106 г. Магдалина прежде апостолов посетила гроб Спасителя и видела Его воск­ресшим. Таковы жены!

Отец благоверной Анны, ве­ликий князь Всеволод Ярославич, по словам летопи­си, «с детства любил Бога и правду, оделял бедных, чтил епископов и священников, особенно же черно­ризцев». Он любил образованность, говорил на пяти языках иностранных. Мать Анны была греческая царевна, дочь импе­ратора Константина Мономаха; ее благочестие доставило России неоцененное со­кровище — св. мощи вмц. Варвары. Брат Анны Вла­димир Мономах своими добродетелями приобрел такую любовь народа, что и поздние потомки его поль­зовались ее теплотой. Он любил монашество и ясно понимал значение его. В такой-то семье родилась и воспиталась благоверная Анна. Под благотворным влиянием ума и благочестия она образовала из себя образец девственной красоты — честь и славу княжеского дома. По нежнейшей любви родителей она называлась уменьшительным име­нем — Янкою, по нынешнему —Аннушкой. Благоверная княжна, с юных лет воз­любив Господа, предпочла девство всем наслаждениям светской молодой жизни, и не напрасно. «Девство, — говорит Антоний Великий, — подобие Ангелам, духов­ная и святая жертва, великий дар Божий, залог будущего наследия в Небесном Царстве». Князь Всеволод построил каменный храм апостола Андрея и при нем монастырь; княжна Анна посвя­тила здесь девство свое Господу. Это было в 1087 г. Вслед за тем приняла она оби­тель в свое ведение и употребила меры к ее внешнему и внутреннему бла­го­устройству. Св. Анна ревностно занималась обучением закону Божию и грамоте девиц, для которых было устроено первое в России училище при ее монастыре. Для лучшего благоустройства своей обители и для обогащения сво­его училища книгами св. Анна путешествовала в тогдаш­нюю столицу Пра­во­славия, в Константинополь. Она привезла с собой наблюде­ния, полезные не только для ее обители, но и для других обителей. «Анна, — говорит древний повествователь, — ходила туда не напрасно, а с тем, чтобы вдвойне быть полезной — себе и другим инокиням Русской земли». В Киев возвратилась она в 1090 г. в сопровождении новопоставленного митрополита Иоанна-скопца. Бла­гочестивая княжна-инокиня своим примером возбуждала сильное движение в сердцах современниц. Сестра ее, княжна Евпраксия, в 1106 г. по ее примеру приняла иночество. Вторая супруга вел. кн. Всеволода, ее мачеха, пожелала быть погребенной в ее обители. Блж. Анна собрала в свой монастырь множество черноризиц. Самоотречение благоверной княжны, ее строгая жизнь одушевляли живших с ней ревностью к подвигам жизни духовной. Княжна наравне со всеми жила по иноческим правилам, в посте, молитвах и глубоком смирении. Юных девиц обучала она чтению, пению, письму и некоторым полезным руко­делиям. Блаженная Анна 26 лет провела в иноческих подвигах. По летописям, св. Анна скончалась 3 ноября 1112 г. В рукописных святцах о ней сказано:
«В Анд­ре­евском монастыре святая княжна Анна Всеволодовна в инокинях преста­вися в лето 6624 (1116 г.), месяца мая в 18 день». Но это, вероятно, было время обретения ее мощей. Монастырь, где подвизалась блж. Анна, долго назывался Янчиным, сохраняя благоговейную память о своей основательнице. Он стоял вблизи Михайловского монастыря и разрушен был Батыем.