Цитата дня

«Пост есть начало и основание всякого духовного делания. Какие добродетели ни наздашь ты на основании поста, все они будут непоколебимы и непотрясаемы, как назданные на твердом камне. А когда примешь это основание, то есть пост, и на место его положишь насыщение чрева и другие неуместные пожелания, тогда все добродетели будут потрясены и разнесены от худых помыслов и от потока страстей, как песок разносится ветром, — и все здание добродетели рушится» (Преп. Симеон Новый Богослов)

oshibki.jpg

- Удивляюсь тебе, - возразил Егеат, - что ты, будучи человеком мудрым, последуешь за Тем, Кого исповедуешь распятым на кресте - всё равно каким образом: добровольно или невольно41.

Апостол отвечал:

- Велико таинство креста, - и если ты хочешь слышать, я скажу тебе.

- Это - не таинство, но казнь злодеев, - возразил Егеат.

Святый Андрей отвечал:

- Эта казнь - тайна человеческого обновления, только благоволи терпеливо выслушать меня.

- Выслушаю тебя терпеливо, - сказал судья, - но если ты не сделаешь того, что я приказываю, то понесешь на себе ту же тайну креста42.

Апостол на это отвечал:

- Если бы я боялся крестной казни, то никогда не славил бы креста.

Егеат сказал:

- Как ты хвалишь крест по безумию своему, так не боишься смерти - по дерзости.

Апостол отвечал:

- Не боюсь смерти не по дерзости, но по вере, ибо честна смерть преподобных43, для грешников же смерть люта. Я хочу, чтобы ты выслушал, что я скажу о тайне креста, и, познав истину, уверовал; уверовав же, обрел свою душу44.

Егеат сказал:

- Обретают45 то, что погибло46. Неужели моя душа погибла, что ты велишь обрести ее верою, не знаю - какою?

Святый Андрей отвечал:

- Это то, чему ты мог бы научиться от меня; я покажу тебе, в чем погибель человеческих душ, чтобы ты мог познать спасение их, совершившееся чрез крест. Первый человек ввел смерть чрез древо преступления47, и нужно было для человеческого рода, чтобы смерть была уничтожена чрез древо страдания48. И как первый человек, введший чрез древо преступления смерть, был создан из чистой земли, так надлежало, чтобы от чистой Девы родился Христос, совершенный человек, Который есть вместе и Сын Божий, создавший первого человека, дабы Он возвратил вновь вечную жизнь, потерянную всеми людьми: и как первый человек согрешил, простерши к древу познания добра и зла руки, так для спасения людей надлежало, чтобы Сын Божий простер на кресте Свои руки за невоздержание человеческих рук и за сладкую пищу от запрещенного древа вкусил горькой желчи49.

Егеат сказал на это:

- Говори эти речи тем, которые станут слушать тебя. Если же ты не послушаешься моего повеления, и если не захочешь принести жертвы богам, то, избив палками, я распну тебя на кресте, который ты прославляешь.

Андрей отвечал:

- Я каждый день приношу Единому, Истинному и Всесильному Богу не дым кадила, не мясо волов, не кровь козлов, но непорочного Агнца, принесенного в жертву на алтаре крестном50. Все верующие люди причащаются Его пречистого тела и вкушают кровь Его, однако Сей Агнец пребывает целым и живым, хотя и истинно закалается; истинно вкушают все Его плоть и пьют Его кровь, - однако, как говорю, Он всегда пребывает целым, непорочным и живым.

Егеат сказал:

- Как это может быть?

Андрей отвечал:

- Если хочешь узнать, будь учеником, чтобы научиться тому, о чем спрашиваешь.

Егеат сказал:

- Я выпытаю у тебя это учение муками.

Апостол отвечал:

- Удивляюсь я тому, что ты, будучи человеком мудрым, говоришь, как бессмысленный, ибо можешь ли узнать от меня тайны Божии, испытывая чрез мучения? Ты слышал о таинстве креста, слышал и о таинстве жертвы. Если уверуешь, что Христос, Сын Божий, распятый Иудеями, есть истинный Бог, то я раскрою тебе, как Он, будучи умерщвлен, живет, и как, будучи принесен в жертву и вкушаем, пребывает целым во Царствии Своем.

Егеат сказал:

- Если Он умерщвлен и, как ты говоришь, употреблен людьми в пищу, то как же Он может быть живым и целым?

- Если будешь веровать всем своим сердцем, - отвечал Апостол, - то можешь уразуметь сию тайну; если же не уверуешь, то никогда не постигнешь сей тайны.