Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki.jpg

Священномученики Василий Архангельский (1939), Владимир Пастернацкий (1938), Димитрий Плышевский (1938), священноисповедник Михаил Розов (1941), преподобномученик Пафнутий Костин (1938), мученик Иоанн Малышев (1940)

Память 21 января н.с./8 января с.с.

Игумен Дамаскин (Орловский)

Священномученик Василий Архангельский родился в 1889 году в селе Жохово Кленовской волости Подольского уезда Московской губернии в семье священника Александра Архангельского. В 1908 году Василий Александрович окончил второклассное училище в селе Чашниково Московской губернии и поступил учителем в школу в селе Мышецкое Московского уезда. В 1910 году он был переведен учителем в школу в деревню Петрищево Верейского уезда.

В 1913 году Василий Александрович был рукоположен во диа­кона к Ильинскому храму в селе Синьково Дмитровского уезда. В январе 1919 года диакон Василий был мобилизован в Красную армию и отправлен на оборонительные работы под Серпухов. В 1920 году он был рукоположен во священника к Ильинской церкви. В 1926 году его перевели в храм во имя иконы «Всех скор­бящих Радость» в селе Ассаурово Дмитровского района, построен­ный в 1810-х годах на средства прихожан.

Отец Василий был арестован во время массовых гонений на Русскую Православную Церковь, 27 ноября 1937 года, и в тот же день допрошен.

– Следствие имеет данные, что вы среди населения ведете ан­тисоветскую агитацию, – сказал следователь.

– Антисоветской агитации среди населения я не веду, – отве­тил священник.

– Вы среди населения вели антиколхозную агитацию, при­зывали колхозников отказаться от работы в колхозе? Дайте по­казания.

– Антиколхозной агитации среди населения я не вел и колхоз­ников отказаться от работы в колхозе не призывал.

– Признаете ли вы себя виновным по существу предъявленно­го вам обвинения? – задал следователь последний вопрос.

– Виновным себя в предъявленном мне обвинении не при­знаю, так как антисоветской агитации среди населения я не вел, – ответил священник.

29 ноября сотрудник Дмитровского отделения НКВД допро­сил свидетелей. Один из них, секретарь Ассауровского сельсовета, показал: «Во время религиозных праздников Архангельский вел работу среди верующих, чтобы не ходили на колхозные работы, а ходили в церковь. По этому поводу он во время уборочной кампа­нии 1937 года говорил: “Мы, православные, не должны религиоз­ные интересы менять ни на что – ни на свои личные, ни на колхоз­ные, а должны почитать Господа Бога и молиться Ему”. По пово­ду подоходного налога Архангельский говорил: “Советская власть совсем загнала Христову веру, служителей ее задушила налогами, тем самым добиваясь, чтобы священники отказались от службы в церкви”. Относительно выборов в Верховный Совет СССР Архан­гельский говорил: “Мы не должны принимать участия в выборах в советы, потому что советская власть хотя и говорит, что каждый может быть избранным, а на самом деле останутся те же дармоеды, которые находятся сейчас у власти и пьют народную кровь. Наше дело только слушать и выполнять, что говорят, а не к власти нам лезть”».

29 ноября следствие было закончено, и отца Василия перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Священник Василий Архангельский скончался 20 января 1939 года в заключении в Екатеринбургской области и был погребен в безвестной могиле. 

Священномученик Владимир Пастернацкий родился 2 июля 1885 года в се­ле Дудичи Игуменского уезда Минской губернии в семье священ­ника Илариона Пастернацкого, настоятеля Покровской церкви в селе Дудичи. Окончив в 1908 году Минскую Духовную семина­рию, Владимир Иларионович женился на дочери священника Феофана Сосиновского Наталье; впоследствии у них родилось восемь детей.

В 1908 году Владимир Иларионович был рукоположен во свя­щенника ко храму первоверховных апостолов Петра и Павла в се­ле Песочное, где служил его тесть, который в это время тяжело за­болел, слег и в течение семи лет, до самой смерти, не поднимался с постели. В этом храме отец Владимир прослужил до 1932 года. В 20-х годах он был назначен благочинным и возведен в сан протоиерея. В 1931 году семье священника было предложено запла­тить налог, который был для них столь велик, что они не смогли собрать нужную сумму, и у них забрали корову. В 1932 году отец Владимир был переведен в Спасо-Вознесенскую церковь в город Копыль.